Несмотря на тяжеловесность подводного снаряжения, на надевание и снятие амуниции у водолаза уходит  Несмотря на тяжеловесность подводного снаряжения, на надевание и снятие амуниции у водолаза уходит

Вчера Зейское море немного штормило, но это не помешало водолазам погружаться — просто приходилось быть более сосредоточенными. Уже сегодня специалисты должны завершить подводные работы и вернуться в Талакан. Зейские гидроэнергетики привлекли водолазную службу Нижне-Бурейской ГЭС, которая в прошлом году принимала участие в ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Раньше в штате каждой станции были свои водолазы. Сейчас в РусГидро идут по пути, когда одна команда работает на нескольких ГЭС по определенному графику: держать водолазную службу на станции — удовольствие дорогое. Всего в группе 9 человек, из них семь — водолазы, включая руководителя. Сегодня подводники будут демонтировать оборудование и собираться домой — в Талакан.

Группа ныряет в Зейское водохранилище с понедельника. Подводные работы — плановые и проводятся на гидроузле в соответствии с ремонтной программой — на ГЭС завершается капитальный ремонт четвертого гидроагрегата. Сначала подвод-ники погружались в приплотинной зоне нижнего бьефа водохранилища — снимали заглушки с трубопроводов технического водоснабжения гидроагрегата.

— Заглушки перекрывали доступ воды на время проведения ремонта энергоблока, их водолазы устанавливали весной, — сообщили в пресс-службе Зейской ГЭС. — После этого водолазная группа приступила к работе в верхнем бьефе водохранилища. Подводники ведут осмотр порога отремонтированной сороудерживающей решетки перед ее установкой в водоприемную камеру.

В некоторые дни ребята проводили по 6 часов под водой. Погружались по одному — по очереди. В целях безопасности водолазных работ был остановлен гидроагрегат № 3 и выведен в плановый ремонт № 5.

— Это особенность работы на ГЭС. По технике безопасности, если мы работаем на одном агрегате, то два соседних должны быть остановлены, чтобы водолаза не притянуло, не присосало, чтобы были исключены любые протечки, — рассказал АП руководитель водолазной службы Нижне-Бурейской ГЭС Николай Попов.

Водолазы опускались на ГЭС на глубину 61 метр — это уже относится к глубоководным спускам. Выполнять такие, кроме талаканских водолазов, в Амурской области и Хабаровском крае больше никто не может. Работы длились по 20 минут, погружение проходило быстро, минуты за 3—4, а вот на подъем с такой глубины требовалось 1,5 часа с соблюдением режима декомпрессии. Проще говоря, с остановками на определенной глубине.

Как говорят специалисты, на высотных плотинах, к которым относятся и Зейская, и Бурейская, условия работы посложнее, чем на низконапорных станциях. У амурских подводников накоплен уникальный и богатый практический опыт, именно поэтому их привлекли к ликвидации последствий саяно-шушенской аварии. Туда они вылетели через два дня после ЧП. Перед нашими ребятами стояла задача перекрыть доступ воды в машинный зал с нижнего бьефа. Для этого водолазам пришлось очистить пороги для монтажа затворов и поставить заглушки на более чем сотню труб различного диаметра. Ребята работали по 12 часов в сутки.

Основная задача водолазной службы на ГЭС — проведение работ, связанных с производством и техническим обслуживанием плотины. Также подводники периодически проводят обследования верхнего и нижнего бьефов станции. Обязательно на ГЭС привлекают водолазов после каждого водосброса — они оценивают их влияние на гидротехническое сооружение, исследуют подводную часть.

— Последний раз водолазы на Бурейской ГЭС работали в конце сентября — после окончания холостых сбросов обследовали плиты водобоя и раздельную стенку, — рассказала специалист по связям с общественностью Бурейской ГЭС Ирина Коренюк. — Следующая заявка на их работы должна поступить где-то на следующей неделе. Водолазы будут осматривать сороудерживающие решетки на водоводах, это плановое мероприятие по подготовке к зиме.

Задействовали талаканских специалистов и на строительстве нефтепровода, ведь часть трубы проходит через водоемы. Месяц назад водолазы проводили обследование дна реки Буреи — его делают перед тем, как прокладывать трубу.

Привлекают «ихтиандров» гидростанции периодически и на подъем из водохранилища затонувших машин. В 2005 году из Бурейского моря группа поднимала теплоход — с глубины 52 метров. Судно, кстати, восстановили.

Морозы водолазам не помеха

Зимой спуск в воду и подъем на открытом воздухе разрешен до минус 20 градусов. При более низких температурах наши водолазы погружаются и возвращаются в теплое помещение — с плавсредств, на которых оборудованы специальные люки. Поэтому ребята облачаются и снимают снаряжение в тепле.

К глубоководным спускам, которые осуществляются на амурских ГЭС, организм водолазов должен быть подготовлен. У наших ребят есть опыт работ погружения и на 200—300 метров — они его получили во время службы в ВДВ. Кстати, трое водолазов первого класса — это высшая квалификация. Помогают держать форму подводникам барокамеры — их несколько на Зейской и Бурейской станциях. Барокамера обязательно должна быть по технике безопасности, если водолазы спускаются на глубины более 15 метров. Она представляет из себя бочку, где создается давление для прохождения декомпрессии — когда нет возможности на длительный подъем, например, в случае шторма или ЧС. Барокамеры устанавливают на берегу, катере или другом плавсредстве. Их используют еще и для тренировок, а также в лечебных целях.

Возрастная категория материалов: 18+