Мама, не стройся!

Как выстроить отношения с ребенком, чтобы вырастить из него настоящего человека

Житейские ситуации комментирует кандидат психологических наук, психолог центра «Виталайн» Светлана Смирнова. Напоминаем, что психолог дает лишь направления для решения возникших проблем, только консультирование позволит реализовать индивидуальный подход и найти выход из трудной ситуации.

Свобода до кончика пальца

Тане 6 лет. Мама жалуется, что часто не может достучаться до ребенка, если пытается внушить какие-то правила поведения. Например, если они вместе идут в магазин и мама просит ничего не трогать на прилавках, то эту просьбу ей приходится повторять раз двадцать — дочь как будто не слышит. Это же касается поведения дома: родители могут бесчисленное количество раз повторять: «Убери, пожалуйста, игрушки», или «Иди в ванную, чисти зубы и готовься ко сну». Это бесполезно, девочка реагирует только на окрики, и то не всегда.

Комментарий специалиста:

В этом возрасте ребенок «строит» родителей, устанавливает свои границы и пытается выяснить, насколько можно потеснить родительскую волю и утвердить свою. Здесь нужна твердая родительская рука. Девизом родительского общения в такой ситуации может послужить следующий: «Ты свободен, но твоя свобода заканчивается у кончика моего пальца».

Ты свободен в праве выбора моделей своего поведения, однако я как родитель вправе отреагировать на него, и если мои требования не совпадают с твоим поведением — ты лишишься вознаграждения в виде похода в кино, интересной поездки за город или иных детских радостей, положенных тебе по праву.

Отфутболили

Диме 8 лет, ему очень нравится футбол. Мальчик сам записался в футбольную секцию, поставив родителей перед фактом. Взрослые его поддержали, купили форму, оплачивали занятия. Полгода прозанимался с желанием и радостью. Но внезапно бросил, причем родители снова узнали об этом, когда факт состоялся. Стали разбираться, и выяснилось, что сын ушел из-за конфликта со сверстниками. Мальчишки ставили его на ворота, а Дима мечтал играть в команде, быть нападающим. Сверстники пригрозили расквасить ему нос, если тот пожалуется тренеру. И он перестал ходить на секцию вообще. Что это — трусость, неумение постоять за себя, выстроить отношения в детском коллективе?

Комментарий специалиста:

Возможно, проблема не в Диме, а в дефиците доверия между ребенком и родителями. Мальчик не уверен, что родители его поймут и поддержат, поэтому и сохранил в тайне свой уход из секции. Возможно, в семье к сыну относятся слишком критично, и это отношение не способствовало формированию в характере ребенка уверенности в собственных силах и других волевых качеств, очень важных для подрастающего мужчины.

Не заставляйте — мотивируйте

Старшая дочка Катя три года ходила в танцевальный ансамбль, но в результате ей не понравилось — в солистки не ставили, на шпагат садиться больно. Родители пытались ее заставить силой, потому что им казалось, что девочке все равно это нужно — для красивой осанки, в конце концов. Но за Катю вступилась бабушка: жалко внучку, пусть лучше занимается пением. Пошла на пение — через полгода бросила. И с тех пор началось: девочка и лепила, и рисовала, и в спортивные секции пыталась ходить, но нигде не задержалась. И с будущей профессией получилось так же — до сих пор ищет себя. Но в семье растет еще одна дочь, Лера, ей 9 лет. Ее тоже записали на танцы, и ей тоже больно садиться на шпагат, и бабушке снова ее жалко. С этой дочкой родители решили поступить жестче: записали — будь добра ходи. Но все же есть сомнения — правильно ли это?

Комментарий специалиста:

Для начала родителям стоит определиться, кто же на самом деле в семье несет родительскую функцию — мама с отцом или бабушка. И если все-таки родители, то именно им следует подкреплять волю ребенка к преодолению трудностей. Ведь, как свидетельствует народная мудрость, без труда не выловишь и рыбку из пруда. А для этого девочку нужно мотивировать к достижению цели. Не заставлять, а именно мотивировать, показать дочери возможные бонусы — дабы у нее загорелись глаза и ей самой захотелось заниматься танцами. Не стоит говорить: «Занимайся, а то будешь, как Катя», примером старшей сестры пугать не нужно. Катя — это Катя, а Лера — это Лера, у каждой свой характер, своя жизнь, и у каждого свой неповторимый путь в этой жизни.

Катастрофы последнего момента

Артему 9 лет. У него откуда-то взялась дурная привычка все делать в последний момент. Будет ходить, мучиться, заглядывая во все углы, но возьмется за уроки в последнюю минуту. Если собрался на день рождения, он будет подписывать открытку перед уходом едва ли не на пороге. Портфель начинает собирать, перед тем как выходить из дома. Естественно, с такой привычкой он в спешке часто забывает нужные вещи. Если задают рисунок, он может сесть в 9 вечера и нарисовать — уж что получится. Почему он такой и как с этим бороться?

Комментарий специалиста:

Родители должны спросить себя — а как мы сами собираемся на работу или в гости? Потому что обычно в сборах дети бессознательно берут пример с родителей.

В создавшейся ситуации стоит продемонстрировать ребенку неблагополучие усвоенной модели поведения, гипертрофируя ее. Стоит акцентировать внимание ребенка на собственных ошибках: «Вот я не собралась вчера на работу, утром поспешила, и мне пришлось домой возвращаться, так как документы забыла. Следует с вечера готовиться к рабочему дню». И демонстративно собирать сумку. Чем более громоздкими и катастрофичными будут ваши якобы ошибки, проговоренные вслух, тем ребенок быстрее обратит внимание на собственный сценарий сборов. Когда вы сами начнете жить по пословице «Готовь сани летом», вы вскоре заметите, что проблема сборов изжила себя.