Как не стать жертвой рекламы

Вы все еще верите рекламе? Тогда мы идем к вам!

Если верить рекламе, то обычное мытье посуды можно смело приравнять к косметологической процедуре.

Средство для мытья посуды «Фэйри» с ромашкой делает кожу рук мягкой и эластичной, а «Сорти» с витамином Е ухаживает за руками, увлажняет и даже создает защитный слой, препятствующий образованию трещин, — уверяют нас с экранов телевизора. Врут или нет?

— Подобные утверждения не соответствуют действительности, — утверждает Вета Кузина, дерматокосметолог, заведующая отделением первичной профилактики областного кожно-венерологического диспансера. — Все синтетические моющие средства — это щелочь, в которой не смогут «выжить» ромашка, череда, шалфей и т. д. Туда можно добавить лишь ароматическую эссенцию — для запаха, но и она очень быстро улетучивается. Витамины также не могут находиться в такой химической среде, как щелочь. Витамин Е, который часто якобы добавляют в мыло и средства для мытья посуды, — жирорастворимый. Видимо, на это и делается ставка. Но ведь мы не жиром моем. Мыло должно мылить и снимать грязь, а не ухаживать за руками. Поэтому чем проще и дешевле купленное средство — тем лучше. Значит, в его составе только самое необходимое — для непосредственного предназначения.

Кстати, растительные фитодобавки и витамины не могут находиться и в жидкости для снятия лака, хотя этикетка средства утверждает обратное. И без пятерки по химии можно сообразить, что в такой агрессивной жидкости, как ацетон, ничего полезного содержаться не может.

Про бессмысленную борьбу с накипью

Все мы очень сочувствуем тетеньке, на всю страну оплакивающую свою безвременно скончавшуюся стиральную машинку. Всему виной — известковая накипь, победить которую может только всесильный «Калгон». Однако прежде чем стрелой броситься в магазин за коробкой чудо-средства, подумайте — а вам это надо?

— В нашем регионе использование «Калгона» не актуально, — считает Денис Волков, инженер-электронщик благовещенского сервисного центра «Амит». — Амурская вода богата железом, в ней почти нет извести, которая и создает «накипь» на тене (детале, благодаря которой осуществляется процесс нагрева воды).

Если вы все равно боитесь накипи, то знайте: все вещества, которые помогут уберечь от налета машинку, содержатся не только в «Калгоне». Они есть и в обычном стиральном порошке. И еще момент: некоторые специалисты не рекомендуют пользоваться этим средством еще и потому, что входящая в его состав сода разъедает резиновые детали.

— Я часто ремонтирую машинки — известкового налета нет, только нерастворившийся порошок, который, кстати, вполне может вывести аппарат из строя, — продолжает Денис. — Поэтому я рекомендую перед стиркой порошок разводить в теплой воде и заливать в машинку уже жидким.

Все в одном флаконе

Чтобы не заморачиваться при мытье волос с кучей разных флакончиков, нам активно предлагают для удобства использовать лишь один — два или даже три в одном флаконе: шампунь + бальзам + кондиционер. Мол, и экономично, и эффект потрясающий — волосы становятся такими прямо шелковистыми, просто чудо! И девушка в рекламе своей шелковистой гривой потрясывает для убедительности. Ну что — покупаем?

— Любой шампунь содержит щелочь, а бальзам — кислотная среда. Это два совершенно несовместимых продукта, и они не могут находиться в одном флаконе — это нонсенс, — говорит парикмахер-стилист Ольга Ладина. — Шампунь чистит, смывает грязь, пыль, частички тяжелых металлов. Щелочь, находящаяся в нем, «раскрывает» чешуйки, из которых состоит поверхностный слой волоса — именно поэтому после мытья они запутываются (чешуйки «цепляются» друг за друга) и плохо расчесываются. Бальзам или кондиционер, как любая кислота, нейтрализуют действие щелочи. И после нанесения такого средства волосы становятся гладкими. Закрытые ровные чешуйки в одном направлении отражают свет, и волосы начинают блестеть. Поэтому пользуйтесь отдельно шампунем (перед мытьем смешайте его в ладонях с водой), а потом на всю длину волос, кроме корней, нанесите бальзам или кондиционер.

Жуткий холестерин

«Золотая семечка» — уникальный продукт, не имеющий аналогов на российском рынке, обладает всеми полезными свойствами и витаминами, не содержит холестерина». Или вот: «Злата пальма» — это 100% натурально, без консервантов и холестерина». Как сговорившись, производители растительного масла в рекламной кампании делают упор на отсутствие в их продукте холестерина, который в последнее время объявлен врагом и персоной нон-грата в нашем организме.

— Производители не врут, но все же немного лукавят. Любое растительное масло, рафинированное или нерафинированное, по определению не может содержать холестерин, — комментирует Татьяна Дублич, эндокринолог медицинского центра «Диагност», врач высшей категории. — Он есть только в продуктах животного происхождения. Например, в сливочном масле, мясе, молоке. Но растительное — не значит диетическое. Люди забывают, что любое масло — это жир. В столовой ложке того же подсолнечного — 180 килокалорий (для сравнения: ложка сливочного тянет на 152).

Волшебный крем против морщин

Сегодня, когда выглядеть хорошо — модно и престижно, реклама косметических средств против морщин занимает львиную долю экранного времени: «Разглаживающий крем Payot — интенсивное средство для борьбы с возрастными и мимическими морщинами. Крем действует на клеточном уровне!», «Интенсивно восстанавливающий концентрат от Clinigue — восстанавливает кожу изнутри», «Суперсыворотка B.T.Y — эффект разглаживания морщин возникает мгновенно!»

— Можно написать, что крем создан на основе родниковой океанической воды, что в его составе — королевская орхидея или слезы младенца, что он мгновенно разглаживает морщины. Но косметика — это не пластическая хирургия, — объясняет дерматокосметолог Вета Кузина. — Крема, сыворотки, лифтинги работают только на поверхностном слое, они могут усилить тургор — напряжение кожи, но разгладить морщинки — нет. Экстренные лифтинги, якобы избавляющие от морщин, основаны на методе экспресс-увлажнения — быстрого введения под кожу жидкости: личико расправилось, стало гладким, засияло. Это закономерно: если уставшую кожу чуть подпоить, поухаживать за ней, помассажировать, улучшая кровообращение, — она сама как бы «становится на место».

Чувствительные зубы и грязные десны

Как кадры из фантастического триллера можно смотреть рекламу зубных паст. Группа людей не может выпить по стакану холодной воды, они корчатся в муках, явно видно, что питье причиняет им адскую боль. Но тут как чертик из табакерки появляется добрый доктор с пастой «Колгейт». Одна чистка — и люди уже радостно пьют ледяную жидкость: паста нормализовала чувствительность зубов за один прием. А при регулярном использовании, гласит реклама, она создает долговременную защиту.

— В большинстве рекламных роликов все показывается очень утрировано, для того чтобы вызвать определенный эффект. Пасты для чувствительных зубов, конечно, есть, они помогают. Но в данном ролике у людей возникает резкая боль, такая, что невозможно пить воду — это скорее связано с каким-то воспалением, и одной пастой здесь не обойтись, — высказывает свое мнение Валентина Пшеничникова, стоматолог благовещенской клиники «Дантист».

На фильм-ужастик похож еще один рекламный ролик — где демонстрируются кишащие бактериями воспаленные десны. Всех гадких микробов снова убивает зубная паста.

— Есть пасты, борющиеся с микробами полости рта, но ими нельзя пользоваться постоянно. Так же, как и отбеливающими, которые содержат абразив. Мелкие частицы удаляют пятна и налет с зубов и параллельно стачивают эмаль. Если у человека она тонкая, то пасты с отбеливающим эффектом ему противопоказаны. А вообще, чтобы не стать жертвой рекламы, пасту, как и любое лечебное средство, нужно подбирать индивидуально, на консультации у стоматолога, а не сидя на диване перед телевизором.

Вы все еще верите рекламе?

Тогда напоследок такие факты: вместо сметаны и майонеза в рекламных роликах снимается клей ПВА, вместо кофе актеры разливают по чашкам подкрашенное растительное масло. Красивую пену на пиве делают из стирального порошка. Мясные продукты перед съемкой подрумянивают йодом и строительным феном, а котлеты для блеска заливают лаком для волос.