Незадолго до смерти Вика перекрасилась в черный цвет — она всегда стеснялась своих рыжих волос.Незадолго до смерти Вика перекрасилась в черный цвет — она всегда стеснялась своих рыжих волос.

Девочка свела счеты с жизнью 12 октября — ей было всего тринадцать, и никто из близкого окружения не подозревал, что она способна на такое. До сих пор причина самоубийства остается загадкой — оценки в школе не самые плохие, семья не из неблагополучных. Корреспондент АП побывал в Зее и попытался выяснить, что могло толкнуть ребенка на этот шаг.

Плохие оценки или несчастная любовь?

Вика Приходько училась в восьмом классе Муниципального центра образования города Зеи. В школе рассказывают, что еще в начальных классах она была легковозбудимой и в отличие от сверстниц очень бурно переживала заигрывания мальчишек. Дело в том, что Вика была рыженькой, и к ней прикрепилось прозвище Рыжуха. В ответ на нормальные для такого возраста дразнилки и дерганья за косички девочка могла ударить обидчика, швырнуть в него учебником, а иногда прямо на уроке устраивала истерики, рвала тетрадки. Из-за эмоциональной неуравновешенности Вика состояла на учете у психиатра. Однако со временем такие вспышки у ребенка случались все реже, а к восьмому классу и вовсе прекратились.

— Мы все время уговаривали Вику не обращать внимания, пересилить себя, — переживает Татьяна Петрова. — Мальчишки всегда заигрывают с девчонками, для школы это обычное явление. Но она слишком болезненно все это воспринимала.

Сегодня вокруг этой трагедии ходит немало слухов. Например, говорят, что девочку «сломали» плохие оценки. Однако, по признанию учителей, она всегда училась ровно — хоть без особого рвения и не только на четыре—пять, но без двоек в четвертях. Среди текущих оценок проскакивали «неуды», но к контрольной точке они всегда были исправлены, занятия школьница не пропускала. Также Вика активно участвовала в общественной жизни класса: помогала в подготовке классных часов, дней именинника, дважды представляла школу на городских соревнованиях по спортивному ориентированию. Кроме того, в этом году девочка записалась в театральную студию, и, по словам одноклассниц, новое занятие ей нравилось. Не страдала Вика и от недостатка общения — друзей у нее хватало, хотя в классе близких подруг не было.

Еще одной из возможных причин самоубийства называют несчастную любовь. Но и эту версию одноклассницы девочки ставят под сомнение: по их словам, Вика заглядывалась на «одного старшеклассника», но особо за ним не бегала.

Конфликт отцов и детей

Конечно, после трагедии все внимание обратилось на семью Вики: из-за конфликтов с родителями подростки могут совершать необдуманные поступки, приводящие иногда к таким страшным последствиям. Но, как опять же говорят в школе, это была благополучная семья — родители переживали за девочку, но палку не перегибали.

Жила Вика с мамой, отчимом, который воспитывал девочку с двух лет, и братом-первоклассником. Дети в семье дружили — старшая сестра любила братика, водила в школу, брала с собой на классные мероприятия.

Мать Вики держала связь с классным руководителем, регулярно справлялась об успеваемости дочери. На школьные собрания иногда приходили и мама, и отчим.

«Это довольно редкое явление в наше время», — отмечают учителя. Родители иногда ругали дочь за плохие оценки, не пускали гулять, пока она не сделает уроки. Вика рассказывала одноклассницам, как она хочет скорее доучиться, чтобы это прекратилось. Вместе с тем девочку не держали в излишней строгости: не наказывали по пустякам, а на день рождения 13 ноября обещали подарить компьютер. Но за месяц и один день до своего четырнадцатилетия Вика распорядилась своей жизнью иначе…

Роковой вторник

Последний день Вики прошел как и многие предыдущие: шесть уроков в школе, занятия в театральной студии. Когда она пришла домой, то сказала маме и братику, что немного отдохнет и начнет делать уроки. Некоторое время спустя мать попросила сына позвать Вику, но тот, посмотрев в комнате, сказал, что ее нет дома. «Наверное, на улицу выскочила», — подумала мама, а через несколько минут увидела в туалете страшную картину — повешенную на пояске от домашнего халата дочь. Искусственное дыхание не помогло: Вика умерла не от удушья, а от перелома шейных позвонков.

Явной причины для самоубийства у девочки не было, утверждают в школе. Некоторые считают, что она просто хотела попугать родителей, обратить на себя внимание, но слишком увлеклась. Тем не менее, кто виноват в смерти школьницы, намерены выяснить следователи зейского следственного отдела СУ СКП РФ по Амурской области — по факту суицида возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Будет проведена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза, следователи в очередной раз допросят родителей, учителей, одноклассников и друзей девочки.

Одноклассники рассказывают, что в последнее время Вика изменилась: в конце сентября перекрасила волосы в черный цвет, носила в основном темную одежду. Девочка стала общаться с новой компанией, завела себе подружек из другой школы. Но связать это самоубийство с каким-то неформальным молодежным течением нельзя, уверяют подростки: кроме внешнего облика, в девочке ничего не изменилось, да и среди близких подружек никто не увлекался депрессивной музыкой или философией.

«Вы скоро пожалеете…»

Новые подруги Вики из другой школы сильно переживали известие о ее смерти, а у одной из них даже случилась истерика. Учителя рассказали, что назвать их прилежными ученицами нельзя — безответственное отношение к учебе, вызывающее поведение на занятиях, пропуски... Тем не менее Вика не поддалась влиянию новой компании — не прогуливала школу, ее поведение на уроках не изменилось.

— Недавно на административном совете по поводу неуспеваемости и пропусков одна из этих девочек открыто заявила: «Школа скоро пожалеет о том, что вы ко мне цепляетесь!», — разводят руками преподаватели. — Мы стараемся убедить таких детей хотя бы просто ходить на занятия, а оценки как-нибудь исправят к концу четверти. И вы знаете, это не единичный случай — проблемные ученики, особенно в таком возрасте, в последние годы часто пытаются шантажировать родителей, учителей.

Педагоги из разных школ в один голос твердят, что сегодня многие 12—15-летние подростки угрожают, что сбегут из дома, а то и чего похуже, если их не «оставят в покое». Они воспринимают школьную и родительскую заботу об их будущем как грубое вмешательство в личную жизнь. Для большинства это уходит в прошлое вместе с переходным возрастом, но для некоторых подростков все слишком серьезно, и если до них не достучаться вовремя, может произойти непоправимое.

Возрастная категория материалов: 18+