В тамбовских селах в конце месяца начнется массовая вакцинация свиней.В тамбовских селах в конце месяца начнется массовая вакцинация свиней.

Первые случаи болезни зафиксировали еще в сентябре. Но точный диагноз из Владимирского института защиты животных получили только неделю назад. Сейчас, благодаря дезинфекционным мероприятиям, вспышку удалось погасить, в Толстовке введены ограничения на ввоз и вывоз животных и продукции животноводства.

«Свиньи водку не пьют»

Вирус обосновался на подворье Виктора Лементы в середине сентября. Но, по его словам, случаи падежа у соседей были уже в августе.

— Как-то ночью две моих свиноматки абортировались — им через месяц был срок пороситься, — вспоминает Виктор Федорович. — Ветврач сказал, что это от плохой кормежки, но у меня 30-летний опыт фермерства, и никогда такого не было. Повез пробы в ветслужбу — они сказали, ничего страшного, мясо можно есть. А почему печень разлагается?! У меня свиньи подпольную водку не пьют!

Вирус, который ветеринары поначалу не распознали, не страшен ни для людей, ни для других животных, зато ему «покорны» свиньи всех возрастов. Больше всего он сказывается на свиноматках — заболевание вызывает ранние аборты и рождение мертвого или нежизнеспособного приплода, а также поражение органов дыхания у поросят. Мясо больных свиней можно есть — правда, перед употреблением для нейтрализации заразы его советуют проваривать три часа. Но, по свидетельству Виктора Лементы, мясо забитых больных свиней и поросят — с душком.

— Мы зарезали поросенка, а свежина воняет — есть невозможно. Многие мясо в город увезли и там по дешевке продали. А что делать — или в землю закапывать, или собак кормить. Только из-за погибших свиноматок у меня 300 тысяч рублей упущенной прибыли. У меня было 39 голов, осталось 22, — говорит он.

В то же время специалисты утверждают, что мясо больных «синим ухом» свиней не пахнет и вполне годится на колбасу. Но для того, чтобы сейчас сбыть его на мясокомбинат, нужен специальный дезинфицированный транспорт.

В ожидании вакцины

Как только случаи заболевания в Толстовке зачастили, туда прибыли специалисты ветеринарного управления областного минсельхоза. Сначала у местных «пятачков» подозревали лептоспироз — распространенное заболевание, вызываемое паразитами крови. Этот диагноз лабораторно подтвердили у нескольких особей.

— Мы пролечили больных свиней, а остальных привили. Провели дезинфекционные мероприятия и на две недели ввели в селе ограничения на ввоз и вывоз животных и продукции животноводства, — сообщил начальник управления ветеринарии и ветслужбы амурского минсельхоза Павел Диких. — Но решили направить пробы больных животных на экспертизу во Владимир в институт защиты животных, где лабораторно выявляют более редкие заболевания.

Через 10 дней из Владимира пришло официальное подтверждение, что у толстовских свиней репродуктивно-респираторный синдром. После этого на основании представления ветеринаров глава района ввел в селе уже основательные ограничения по ввозу-вывозу продукции животноводства — их планируют снять только к новому году. Сейчас случаев падежа от вируса в селе больше нет, последние были зафиксированы 18—20 октября.

Вспышку «синего уха» в области зафиксировали впервые. В Приамурье заявил о себе китайский штамм вируса — тот самый, который «косил» свиное поголовье в Приморье в сентябре. Тогда зараза разошлась по пяти районам края. В итоге в следующем году всех свиней там решено привить в обязательном порядке.

— Такого рода вспышки происходят из-за бесконтрольного перемещения животных — на любые перевозки нужно брать разрешение ветслужб, животные должны проходить карантин. Обычно этим пренебрегают, — констатировали в управлении ветеринарии. — В течение ближайших 10 дней мы ждем вакцину из Владимира — там ее специально сделают именно от этого штамма. В Толстовке мы планируем привить около 300 свиней, а всего в соседних селах, которые тоже могут подвергнуться опасности заражения, порядка 20 тысяч.

«Свинские» потери

Потери хозяйств Толстовки пока не считаны — по данным сельсовета, это всего 16 свиней, у которых подтвержден диагноз. По информации местных жителей — около 150 голов. Но в любом случае рассчитывать на возмещение ущерба животноводам не приходится. «Это заболевание не предполагает отчуждения скота, то есть его массового забоя. Поэтому компенсации не предусмотрены», — сообщили в министерстве сельского хозяйства области.

Кроме вакцинации, в Толстовке предстоит провести дератизацию, а также повторить дезинфекционные манипуляции. Кроме того, сельсовет обязали избавиться от бездомных собак и даже кошек — для стабилизации обстановки. Если первых еще как-то можно определить, то насчет последних в сельсовете ломают голову. Кошек-бомжей на селе почти не бывает — все они, как правило, «придворные».

Ивановских овец лечат от оспы

Вспышку еще одного «сельскохозяйственного» вируса зафиксировали в сентябре у овец в двух хозяйствах Ивановского района — в Дмитриевке и Богородском. В одном из хозяйств падеж составил 20 голов, во втором жертв удалось избежать — заболевание лечится антибиотиками. Предварительно овцам поставили диагноз «Оспа», но подтверждение его от владимирских специалистов пока не пришло. Несмотря на это, в районе от этой инфекции уже привили 2135 овец, а в области — свыше 12 тысяч, то есть все имеющееся в наличии поголовье. «В этом случае нам было легче определиться с заболеванием, хотя вспышки оспы овец у нас тоже никогда не было. Но это заболевание распространено в последнее время в Забайкалье и Приморье. Поэтому мы провели вакцинацию, не дожидаясь официального подтверждения диагноза», — сообщили в ветуправлении. Сейчас, по словам главы района Владислава Бакуменко, в хозяйствах действуют ограничительные мероприятия, подразумевающие полную изоляцию животных.

Возрастная категория материалов: 18+