— Александр Владимирович, с каким запасом ваш коллектив подошел к 140-летнему юбилею электросвязи в Амурской области?

— По разнообразию предоставляемых услуг мы не отстаем от других регионов страны. Отчасти это стало возможно после решения ряда проблем со строительством инфраструктуры связи. Только представьте — в 2007 году у нас была современная оптическая линия связи только до Белогорска. За три года мы построили подобные линии до всех районных центров, кроме Экимчана, где развернута современная спутниковая сеть. Решая вопросы строительства оптических линий, мы обеспечиваем стабильный доступ к Интернету, телефонной связи, телевидению.

Большой толчок в развитии нам дало сотрудничество с компанией «Ростелеком». Именно благодаря этому удалось быстро организовать оптические каналы связи в Тынду, Сковородино, в другие северные населенные пункты. Сейчас подключаем Зею и до конца года планируем запустить там услугу интерактивного телевидения. В 2011 году должно произойти объединение нашей компании с ООО «Ростелеком», абоненты только выиграют.

— А как население реагирует на новации?

— По Интернету темпы роста рынка несколько замедляются, спрос стабилизируется, а к интерактивному телевидению, которое появилось в 2008 году и транслируется по телефонному проводу, интерес населения продолжает повышаться. Особенно это заметно в тех районах, где эфирное телевещание традиционно представлено всего 2—3 телеканалами. Людям хочется разнообразия, поэтому мы приходим с оптикой и предоставляем сразу пакет услуг. Причем сейчас мы уже работаем не только на организацию новых направлений деятельности, но и на улучшение качества. Потребителей много, они «качают» из Интернета массу информации, в том числе и видео. Многие хотят получать его в режиме реального времени. Поэтому растут требования к полосе пропускания.

Как я уже сказал, мы проложили оптоволоконные каналы связи до каждого из райцентров, теперь предстоит протянуть такие же каналы до каждого дома — это так называемая технология MetroEthernet. Таким образом, удастся отказаться от морально и технически устаревших медных кабелей. Скорость и качество услуги доступа в Интернет существенно возрастет — до 100 Мбит/с на каждого абонента. Подобные сети сегодня строятся в Благовещенске, Свободном, Белогорске. В этих населенных пунктах планируем завершить строительство новых сетей доступа за три года. Далее такие же технологии предстоит внедрить по всей области.

— Интернет удобен, но уже хочется скоростей побольше, а стоимости поменьше.

— Эти вопросы традиционно болезненные для Дальневосточного региона. Проблемы обусловлены как удаленностью самого Дальневосточного региона, так и большими территориями, удаленностью многих населенных пунктов от центральной части Приамурья. Тем не менее из года в год мы снижаем цены и выводим на рынок новые тарифные планы. В этом году у нас появилась возможность предложить новые тарифные планы, которые можно назвать условно-безлимитными. Их особенность в том, что при потреблении определенного объема входящего трафика скорость доступа остается высокой и снижается после превышения установленного объема трафика до конца текущего месяца. Потребитель получает на хорошей скорости нужное ему количество информации. Как только лимит исчерпывается, скорость снижается, но Интернет остается доступным. Если необходимо, абонент может воспользоваться услугой «Турбокнопка» и поднять скорость на определенный период. Услуга оказалась очень популярной среди наших абонентов по соотношению цена/скорость доступа.

— Кроме этого, есть еще новинки?

— Если говорить про телефонию, то в следующем году мы планируем представить на рынке так называемый программный телефон, или «Softphone». В ноутбуке абонента устанавливается программное приложение, которое позволяет получать фактически услугу телефонной связи. Одно из преимуществ — мобильность номера. Некий аналог мобильного телефона. Кроме того, у нас большие планы по замене устаревших аналоговых АТС в районах и переводу их на цифровые технологии. В этом году мы ведем работы по замене АТС-44 в г. Благовещенске, в следующем году это коснется Зеи, Шимановска, Новокиевского Увала. Планируем, что в 2012 году все аналоговые телефонные станции Приамурья будут заменены на цифровые.

Продолжим развивать интерактивное телевидение — это касается организации каналов высокой четкости HDTV. Также появится возможность таких услуг, как караоке, персональный видеомагнитофон, и ряда других.

— Несколько лет назад Амурский филиал «Дальсвязи» открыл выставку истории электросвязи в Приамурье. Какова ее судьба?

— Это уголок памяти развития связи. Экскурсии проходят, студенты, школьники с интересом знакомятся с нашей историей. Существенного наполнения новыми экспонатами там не производим, но периодически меняем экспозицию. Одна из недавних посвящена связистам в Великой Отечественной войне и юбилею Победы.

Мнение

Арчил Бесаев, первый заместитель директора — коммерческий директор Дальневосточного филиала ОАО «Ростелеком»:

— Безусловно, самым значимым событием 2011 года для «Ростелекома» станет создание на его базе единой национальной телекоммуникационной компании путем присоединения к нему межрегиональных телекоммуникационных компаний, таких, как «Дальсвязь», «СибирьТелеком», «Уралсвязьинформ» и т. д. Компания станет одной из крупнейших компаний отрасли не только в России, но и в мире.

Она сможет привлекать на самых выгодных условиях значительные средства на развитие производственной базы — закупки нового оборудования, прокладки новых линий, создания центров доступа к Сети и строительства центров обработки данных. Для пользователей это означает, что спектр телекоммуникационных услуг будет расширяться, а их качество неизменно расти. Так, например, доступные для жителей Амурской области скорости доступа в Интернет вырастут, причем подключения к Сети будут не только проводными, но и беспроводными.

За счет эффекта масштаба и сокращения непроизводственных расходов, а также благодаря уже упомянутым более выгодным условиям доступа на финансовые рынки объединенная компания сможет существенно сократить свои издержки, то есть сможет начать предоставлять услуги по более низким тарифам.

Конечно, все это не произойдет сразу — например, весной, когда закончится формальная процедура объединения. На получение всей ожидаемой синергии потребуется какое-то время. Но жители Амурской области могут быть уверены — в следующем году, благодаря объединению «Ростелекома», «Дальсвязи» и других МРК, они смогут получать самые современные телекоммуникационные услуги по выгодным ценам.

Николай Проскуряков: «Связисты нашли взаимопонимание»

Услуга связи — это продукт, который всегда в цене и пользуется повышенным спросом. Постоянное обновление только добавляет ему привлекательности, но что делать с недостатками, которые неизбежны в любой интенсивно развивающейся отрасли. На этот и другие вопросы «Амурской правде» ответил начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи управления «Роскомнадзора» по Амурской области Николай Проскуряков.

— Николай Андреевич, мы свидетели небывалого развития рынка услуг связи. Налицо достойная конкуренция, операторы ориентируются на нужды потребителя, масса других положительных моментов. Значит ли это, что период становления современной системы связи уже позади?

— Если взять за точку отсчета хотя бы 2004—2005 годы, то они были наполнены постоянными разногласиями между операторами связи. Компаний на сети появилось очень много, возникали постоянные разногласия, предприятия делили место на рынке, выясняли отношения по цене предоставляемых услуг, по приоритетности своего положения и собственному статусу. Один считал себя первостепенным, что к нему должны подсоединяться другие. У тех других своя точка зрения, им не нравится второстепенная роль. Разобраться подчас в правоте каждого было очень сложно. Отсюда появлялись всевозможные негативные моменты.

Однако со временем нормативные требования ужесточились. Сегодня более 20 видов услуг связи, которые подлежат обязательному лицензированию. Причем многие лицензии перекликаются друг с другом. Допустим, есть лицензия на предоставление телематических услуг связи. Можно подразумевать всю телематику, но в то же время существует лицензирование услуги по передаче данных, а еще есть лицензирование услуги по передаче голосовых данных и так далее.

— Есть сдвиги в положительную сторону?

— С одной стороны, все это несет определенные сложности, в том числе и для нас, как надзорного органа. Но с другой — появилась конкретика, это обновленная нормативная база документов; реестр существенных операторов, правила присоединения операторов связи, правила по пропуску трафика, по построению телефонной сети, правила по оказанию услуг связи, по которым все операторы связи должны неукоснительно выполнять свои функции и предоставлять услуги связи согласно полученным лицензиям.

В итоге в настоящее время наблюдается стабилизация взаимоотношений между участниками рынка связи. Они притерлись друг к другу, поняли, что нужно

соблюдать подзаконные акты, и придерживаются их исполнения.

Но проблемы все же есть. Это касается и качества предоставляемых услуг, их рекламирования и многого другого.

— Вам часто жалуются на связистов?

— Есть над чем работать, но многие жалобы неординарные. Вообще я хочу сказать, что сам характер жалоб за последние годы сильно изменился. К примеру, все ждут обновления качества услуг связи. Оператор принимает решение о замене устаревшего оборудования на современную технику.

Это позволит, помимо обычного телефона, дать жителям возможность пользоваться Интернетом, телевидением. Качество и скорость вполне приличные. Однако такой шаг влечет смену телефонных номеров абонентов.

Находится упрямый человек, который ни в какую не желает отказываться от старого номера. Он ему кажется удобным, привычным, узнаваемым. Вот вам и обращение в органы надзора, что оператор связи попирает его законные права пользователя, хотя это связано с технической и производственной необходимостью.

Другой пример: появились жалобы на качество телевещания (отсутствие вещания). При выяснении фактов нарушения в предоставлении услуг связи — это порывы кабеля за пределами Амурской

области.

Сбои программ вещателями и другие факты, влияющие на качество предоставления данной услуги, требуют мер от операторов для организации обходных

связей.

— И все же, насколько успешно развивается связь в Амурской области? Хотелось бы узнать ваше мнение не как представителя надзорной организации, а как профессионального связиста.

— Нашему поколению действительно есть с чем сравнивать. Я помню, как начинал свой путь в профессию со старых релейных станций. Дело было в компании, которая сейчас называется «Дальсвязь». Сейчас совершенно иная картина, другие стандарты, подходы, технологии. Красота — одним словом.

Я не хочу сказать, что все гладко, но нужно понимать, какие затраты и усилия людей влечет замена того же оборудования. Иногда для изменения ситуации требуется время. Но в целом связисты идут в ногу со временем.

Сотовики свяжут «федералку» и внедрят новый стандарт

Владимир Седов, директор Амурского регионального отделения ОАО «МегаФон»:

— На протяжении полутора лет «Мегафон» работал в новом для себя статусе — единой федеральной компании. Напомню, в июле 2009 года произошло объединение дочерних предприятий с головным офисом. Такой шаг позволил нарастить темпы развития региональных филиалов и отделений. Для Амурского регионального отделения это особенно важно, ведь мы появились в отрасли сотовой связи области третьими по счету. Этот факт не принижает наших амбиций, и мы стараемся занять достойное место на рынке.

В наших планах — до конца года обеспечить все районные центры и крупные населенные пункты беспроводным Интернетом, развернуть там связь третьего поколения 3G. Данный проект уже успешно реализуется. Второго ноября «МегаФон» провел тест-драйв 3G сети в Благовещенске, который показал уверенный прием и высокие скорости во всех районах города, в том числе и отдаленных. Сейчас решается вопрос строительства собственной трансмиссии (линии связи) по маршруту Белогорск — Магдагачи. Таким образом, мы усиливаем свое внимание северным территориям.

Еще один современный и важный проект, который предстоит внедрить в ближайшем будущем, касается обеспечения устойчивой связью федеральной автодороги «Амур». После известной поездки по ней премьер-министра Путина были высказаны определенные нарекания, мы все их выслушали. На ряде участков мы частично присутствуем и сегодня, но нужно двигаться дальше. Проект будет реализовываться совместными усилиями всех операторов сотовой связи Приамурья.

Сергей Саляев, директор Амурского филиала компании «ВымпелКом» («Билайн»):

— Одной из приоритетных задач нашей компании остается внедрение новых стандартов связи. Речь идет о стандарте 3G. Это сети третьего поколения, преимущество работы которых многие амурчане уже успели оценить. Главная задача 3G — передача данных, то есть работа в Интернете. И здесь основным преимуществом становится более чем десятикратное повышение скорости передачи по сравнению с сетями GSM. Она может достигать 3,6 мегабита в секунду.

Плюс к этому сети третьего поколения позволяют осуществлять голосовое общение между абонентами. При этом звук идет более чистый, да и емкость сетей 3G в 7 раз выше, чем при работе в существующих сетях формата GSM. Последний фактор существенно повышает стабильность связи. Проще говоря, в новогоднюю ночь, когда телефонные каналы традиционно перегружены, абонентам, работающим в сети 3G, будет гораздо легче дозвониться друг другу. Еще один немаловажный момент связан со здоровьем наших потребителей. Мощность передатчика как самой трубки, так и базовой станции сетей третьего поколения существенно снижена, и это, в свою очередь, уменьшает электромагнитное излучение во время сеанса связи.

Как уже упоминалось, всего год назад, а именно 18 ноября 2009-го, 3G от «Билайна» была запущена в работу на территории Благовещенска. В настоящее время ею уже охвачены такие населенные пункты, как Тында, Зея, Шимановск, Свободный, Тамбовка, Поярково, Райчихинск, Прогресс, Варваровка, Екатеринославка, Архара, Новобурейский, Сковородино, Магдагачи. В планах — сети третьего поколения по всей области.

Михаил Чернышов, директор Амурского филиала компании «МТС»:

— В этом году значительным успехом МТС считаем запуск сетей третьего поколения 3G. Уже сейчас МТС в Благовещенске обеспечивает практически ковровое покрытие 3G. До конца года связь третьего поколения станет доступной для ряда населенных пунктов, в число которых входит Белогорск, Тында, Свободный и Зея. Это значит, что абоненты МТС в этих городах смогут пользоваться мобильным Интернетом, сравнимым по скорости с фиксированным. В перспективе — обеспечение 3G по всей области. Параллельно с покрытием 3G мы развиваем сеть 2G, которая обеспечивает качественную голосовую связь и широкую зону покрытия. Мы уже ведем строительство и монтаж нового оборудования, что позволит улучшить качество связи вдоль федеральной трассы «Амур». Этот вопрос затрагивался в ходе августовского визита в Приамурье Владимира Путина.

В начале 2010 года наша компания стала победителем в целом ряде конкурсов на оказание услуг мобильной связи правительству Амурской области. Совместные проекты, которые МТС реализуют вместе с компаниями-клентами в сфере телекомтехнологий, позволяют предприятиям работать более эффективно, лучше использовать имеющиеся ресурсы, а значит, растет и экономика области в целом. Например, по запросу корпоративных клиентов, представляющих горнодобывающую отрасль, мы обеспечили связью месторождения Селемджинского района. Вместе с этим качественная мобильная связь стала доступна жителям поселков Экимчан, Токур, Златоустовск, Стойба и других.

МТС уже сегодня готовы поддерживать целый спектр инновационных сервисов.

Возрастная категория материалов: 18+