7,5 тысячи человек в среднем в месяц вылетают из аэропортов Амурской области.7,5 тысячи человек в среднем в месяц вылетают из аэропортов Амурской области.

Дальний Восток полетел

В этом году объемы перевозок российских авиакомпаний выросли на 15—30 процентов по сравнению с прошлым. Это связывают с тем, что после кризисного 2009-го люди понемногу начали летать. Кроме того, сыграли роль уже третий год действующие государственные субсидии перелетов для дальневосточников моложе 23 и старше 60 лет. Основной поток «небесных» пассажиров приходится на летние месяцы, поэтому в это время авиабилеты самые дорогие. Этим летом билет экономкласса по маршруту Хабаровск — Москва мог стоить и 50 тысяч рублей. А в июле из Благовещенска в Белокаменную вообще невозможно было улететь ни за какие деньги — билетов просто не было в продаже.

Авиакомпании обычно устраивают распродажи в «вялый» сезон — осенью и в конце зимы, чтобы простимулировать снижающийся пассажиропоток.

— Обычно распродажи билетов, цены на которые на 25—50 процентов ниже обычных, бывают в ноябре — декабре, — рассказали в крупном дальневосточном авиаагентстве «СпектрАвиаСервис». — В декабре прошлого года Аэрофлот, например, предлагал слетать из Хабаровска в Санкт-Петербург и обратно за 9,5 тысячи рублей. Затем идет повышение цен на новогодние праздники, когда люди снова начинают летать. Хотя и здесь бывают исключения — проводятся новогодние акции. В феврале снова идут распродажи. В этом году пока ни одного спецпредложения нет — еще не ощущается уменьшение пассажиропотока. У нас люди летают так, как будто никогда не летали.

В спецпредложениях, на которые можно наткнуться и летом, тоже нужно уметь сориентироваться — иногда компании предлагают индивидуальные решения. Например, этим летом рейсами «Владивосток Авиа» можно было улететь из Хабаровска в Санкт-Петербург всего за 7,1 тысячи рублей. Причем в эту сумму входила и стоимость железнодорожного проезда до Хабаровска — это было обязательным условием для комбинированного тарифа. Но чем дешевле билет, тем жестче условия его обмена и возврата. Эти билеты в агентствах еще называют штрафными. Бывает, что даже если сдавать его заранее, с вас могут удержать 25—30 процентов

стоимости.

Из Хабаровска — дешевле

Сориентироваться в ценах на билеты помогают авиационные агентства, где вам подберут самый выгодный тариф из всех возможных. Из Благовещенска можно улететь только в Москву и только самолетами трех авиакомпаний — «Владивосток Авиа», «Трансаэро» и «Якутия». Как отмечают в агентствах, стоимость перелета у этих перевозчиков примерно на одном уровне. Куда больше выбор направлений и цен из столицы Дальнего Востока. «Если у нас ежедневно один рейс по одному маршруту, то в Хабаровске — пять-шесть маршрутов и куда больше рейсов», — отмечают продавцы авиабилетов.

За счет более развитого рынка авиаперевозок стоимость билетов в ту же Москву в Хабаровске значительно дешевле. Если из Благовещенска в столицу в среднем слетать сейчас стоит 17—18,5 тысячи рублей, то из Хабаровска — 12,4—13,4 тысячи рублей. В Приамурье цена билета до Москвы никогда не опускалась ниже 7—8 тысяч рублей, а в Хабаровске по этому маршруту в прошлом году можно было улететь за 3700. Но при этом амурчанам придется потратиться и на билет на поезд до Хабаровска — в одну сторону он стоит около 800—900 рублей.

Еще одно из условий дешевого перелета — покупать билеты заранее и желательно туда и обратно.

— Сейчас еще можно купить билеты по приемлемым ценам на новогодние праздники, но уже через неделю это будет сделать сложно, — говорят в авиационно-туристической фирме «Моисей». — Зато сейчас выгодно покупать билеты на весну следующего года, а в Хабаровске — и на лето. Бывает, конечно, что и за неделю до перелета можно приобрести очень дешевый билет — кто-то его не выкупил или, наоборот, сдал, но это скорее исключения, единичные случаи.

В агентстве или на сайте?

Продавцы авиационных билетов подчеркивают, что дешевле всего купить их в Интернете. Веб-тарифы недоступны агентствам. Их наряду с обычными билетами можно найти на сайтах авиакомпаний либо на ресурсах, специализирующихся на подборе дешевых билетов.

— Билеты по веб-тарифам обычно дешевле, но не намного. Например, если мы предлагаем перелет за 10 тысяч рублей, то по веб-тарифу он может стоить около 8,5 тысячи рублей. Продаются такие билеты в Интернете, оплачивать их нужно по банковской карте, — рассказали в фирме «Моисей». — Минус в том, что обычно такие билеты нельзя обменять — можно только сдать. При этом деньги вернутся на карту не сразу, а в течение нескольких недель. Если вы оформляете билет в агентстве, оно ведет вас — обменяет билеты в случае чего, а при возврате вернет деньги сразу. При покупке билета в Интернете вы работаете напрямую с авиакомпанией и решаете все вопросы самостоятельно.

На сайтах некоторых компаний можно просто забронировать авиабилет (обычно бронь держится сутки), а потом выкупить его в благовещенском представительстве. Из трех перевозчиков, работающих на амурском рынке, такую услугу предоставляет только «Якутия». Забронировать билеты на рейсы «Трансаэро» и «Владивосток Авиа» можно в справочной службе авиакомпании и в агентствах. На сайтах остальных компаний можно только купить билеты.

Сайты дешевых билетов

В Интернете есть целый ряд ресурсов, специализирующихся на подборе выгодных тарифов. Одни из самых крупных — anydayanyway.com и aviasales.ru.

Эти порталы предлагают выбрать маршрут и дату (точную или плавающую), количество билетов и их класс. Из массы вариантов поисковик определит самые дешевые и удобные и предложит разные варианты их покупки — по банковской карте или, например, как anydayanyway.com, — в «Евросети». Последнее очень удобно и вполне выполнимо. Сначала билет бронируется (обычно не более чем на сутки), а затем выкупается по номеру брони, который компания присылает на ваш электронный адрес. При этом нужно быть готовым к тому, что за сутки цена забронированного билета может вырасти (авиакомпания оставляет за собой право менять ее в случае изменения тарифа), и выкупать его придется уже дороже.

Система возврата билетов на сайтах похожа. Для возврата таких билетов нужно написать электронное письмо в компанию и сообщить, где вам удобнее было бы получить обратно деньги. Возврат осуществляется через одну из платежных систем в удобном для вас отделении выбранного банка. Благовещенка Ксения Орлова купила билеты по маршруту Хабаровск — Санкт-Петербург — Хабаровск на сентябрь еще в конце июня этого года на сайте anydayanyway.com.

— Я выкупала билеты в одном из салонов «Евросети», — вспоминает Ксения. — Так сложились обстоятельства, что через месяц планы изменились. Мне предложили обменять билеты с доплатой в 4,2 тысячи рублей. Дешевле было сдать и купить новые. После переговоров по электронке, занявших несколько дней, мне сделали возврат. Деньги мне перевели в течение нескольких дней. Из заплаченных 14,7 тысячи рублей я получила назад за вычетом штрафа 12,9 тысячи рублей. Новые билеты я купила сразу и тоже по Интернету — они обошлись мне уже в 16,3 тысячи рублей.

Наиболее популярный сайт по подбору и бронированию авиабилетов в странах Азии — www.elong.net. На нем также можно забронировать и оплатить гостиницы и билеты на поезд и автобус.

Кстати

Условия покупки проездных документов на сайтах имеют свои нюансы. Например, на сайте «Трансаэро» нельзя купить билет по своей банковской карте на другого человека. А вот на порталах остальных двух перевозчиков это разрешено. «Трансаэро» и «Якутия» не разрешают покупать билеты на сайтах беременным женщинам на большом сроке. Зато им можно оформить проездные документы на веб-ресурсе «Владивосток Авиа». Ни на одном из сайтов нельзя купить билеты на детей младше 12 лет и отправить их в полет одних. На порталах «Трансаэро» и «Якутии» нельзя купить билеты на людей с ограниченными возможностями, а вот «Владивосток Авиа» позволяет такой вариант. Эта авиакомпания лояльнее всего настроена к пассажирам, приобретающим электронные билеты самостоятельно. Покупая билет на их сайте, можно даже заранее заказать специальное питание — вегетарианское, кошерное или халяльное (то же, что и кошер, только у мусульман). После покупки билета в Интернете вам на электронную почту придет маршрутная квитанция. Она не является обязательным для полета документом, но лучше взять ее с собой.

Столичные выходные: в Москву за 1200 рублей

В сентябре — октябре этого года авиакомпания «Трансаэро» подарила амурчанам возможность слетать в Москву фактически за копейки. Билет для тех, кому меньше 23 и больше 60 лет, стоил 1200 рублей. Это была акция по тарифу, который субсидировался из федерального бюджета. В итоге амурские студенты и пенсионеры рванули покорять столицу — молодежь летала в Москву и на пару дней — сходить на концерт или просто погулять.

Авиакомпании получают компенсации от государства за билеты для дальневосточников уже третий год. Но в этот раз с апреля по октябрь билеты купило рекордное количество человек. По всему ДФО льготными тарифами воспользовались 327 тысяч человек — это в два раза больше, чем в прошлом году. Дальневосточники летали по 26 направлениям.

В Приамурье в прошлом году такие билеты приобрели 7389 человек, в этом — в два раза больше, причем почти четыре тысячи из них — в сентябре — октябре.

— Государство устанавливает тариф по маршруту Благовещенск—Москва не выше 7700 рублей, а авиакомпании сами лавируют внутри его. Но амурчане брали билеты и по другим направлениям: Хабаровск—Москва, Хабаровск—Сочи, Владивосток—Санкт-Петербург.

В следующем году Федерация запланировала на субсидии для дальневосточников 2,5 миллиарда рублей. К уже действовавшим направлениям добавятся Улан-Удэ — Москва, Чита — Москва, Норильск — Сочи, Норильск — Санкт-Петербург.

Топливные сборы поползут вверх

Этой зимой авиабилеты вместо традиционной «уценки», скорее всего, наоборот, подорожают. Это связано с резким ростом цены на авиационный керосин. Как сообщает газета «КоммерсантЪ», с начала ноября розничная стоимость его в московских аэропортах уже выросла на пять процентов. Эксперты связывают это с ростом цен на нефть и снижением объемов производства авиакеросина из-за переориентации заводов на выпуск зимнего дизтоплива. В связи с этим крупнейшие российские авиаперевозчики не исключают увеличения топливных сборов. Кроме того, на цене скажется и рост стоимости аэронавигацион-

ных услуг, который за последние несколько месяцев составил 25 процентов.

В Благовещенском аэропорту пока подорожания керосина не ощутили — стоимость зап-

равки здесь прежняя и составляет 24 тысячи рублей за тонну топлива с учетом НДС. В то же время в московских аэропортах уже заправляют за 26,5 тысячи рублей за тонну без учета НДС. «У нас пока есть старые запасы топлива, новые закупки будут, скорее всего, уже в декабре — тогда, возможно, цена и вырастет», — сообщили в аэропорту.

В авиакомпании «Якутия» сообщили, что, несмотря на подорожание авиакеросина, до нового года тарифы пересматривать не будут. «Что будет дальше, прогнозировать сложно», — подчеркнули в пресс-службе авиакомпании.

Возрастная категория материалов: 18+