Раньше пакеты с компонентами лежали в морозильных камерах по всему помещению станции.Раньше пакеты с компонентами лежали в морозильных камерах по всему помещению станции.

Амурская станция переливания обес-печивает компонентами крови всю область. Мы один из немногих регионов страны, который не испытывает дефицита этой жизненно необходимой жидкости. Долгие годы компоненты крови хранились в холодильниках, которые стояли по всему зданию станции переливания. Два года назад для морозильников выделили отдельную комнату.

— Три тонны плазмы могло одновременно храниться в наших холодильниках, но этого объема категорически не хватало, — рассказывает главный врач Амурской областной станции переливания крови Сергей Абрамович. — К тому же в небольших морозилках трудно быстро найти нужную упаковку.

Сейчас на станции может храниться восемь тонн «лекарства» — на днях начало функционировать большое помещение с двумя морозильными камерами, рассчитанное на пять тонн. Корреспондентам АП разрешили на минутку заглянуть в новый банк крови. Но мы выскочили оттуда раньше — температура минус 40 градусов. В камерах располагаются стеллажи и ячейки для плазмы. Это позволит хранить ее более систематизированно, компактно и удобно. На каждый образец нанесут штрихкод, чтобы найти его можно было в кратчайшие сроки.

В смежном с банком помещении расположен дизельный генератор — на случай отключения электроэнергии. На специальный монитор, который позволяет наблюдать за камерами извне, выводится множество различных данных.

— Вот видите, мы дверь открыли, и температура сразу повысилась с -40 до -39,6, — замечает главврач.

Пока морозильные камеры будут использоваться для хранения донорской крови. В будущем планируется, что любой амурчанин сможет хранить здесь собственную плазму или кровь — на непредвиденный случай. В России такая услуга практически не предоставляется, однако сдать кровь для самого себя — выгодное и безопасное вложение. Своя кровь никогда не вызовет отторжения, как это возможно в случае переливания чужеродной. Сергей Владимирович идею создания банка вынашивает не первый год.

— Наверное, я мечтатель, но моя мечта все же осуществляется, — делится Абрамович. — Строительство этого хранилища тоже когда-то казалось нереальным проектом.

При минус 40 плазма, сохраняя все свои биологические свойства, может храниться три года. Отработку механизма планируется начать с работников станции — почти все они почетные доноры, некоторые имеют более 200 кровоотдач. Затем услугу предложат населению. В регистратуре на клиентов будут заводиться электронные карточки, а все их данные храниться в электронной базе. В случае, когда клиенту потребуется переливание, в лечебное учреждение тут же доставят необходимые компоненты.

— Идеально, если мы сможем предоставлять эту услугу бесплатно, — рассуждает Сергей Абрамович, — время покажет. Сейчас нужно решить множество организационных вопросов. К тому же неизвестно, как отреагируют на такое новшество люди: у нас ведь как думают — уж со мной-то никогда ничего не случится...

Лаборанта, считающего через микроскоп, сколько тромбоцитов и лейкоцитов в миллилитре крови, заменит современный аппарат — о новинках технологий, которыми активно оснащают Амурскую станцию переливания крови, читайте в одном из следующих номеров АП.

Почему сдать кровь — полезно

— Кровопотеря стимулирует все процессы в организме, — объясняет Сергей Абрамович, главный врач Амурской областной станции переливания крови. — Первые 3—4 дня после сдачи крови организм ослаблен, потому что в его плазме меньше защитных элементов. Но потом она начинает вырабатываться быстрее и всегда с избытком. Донорство — это тренировка защитных свойств организма. Кстати, сдавать кровь из вены менее болезненно, чем из пальца, — так как в районе локтевого сгиба намного меньше нервных окончаний.

Потребность в плазме снижается

Около 40 амурчан ежедневно сдают кровь на станции переливания в Благовещенске. За один раз донор может «расстаться» с 450 миллилитрами крови. Процедура занимает не более 5 минут. Если человек сдает только плазму — процесс может занять до двух часов: ее отделяют от эритроцитов, которые потом снова переливают донору. Женщина может сдавать кровь не более 4 раз в год, мужчина — не более 5. Плазму можно «жертвовать» до 15 раз. В Приамурье донор получает 600 граммов шоколада и два дня отдыха с сохранением среднего заработка. Почетные доноры России и области имеют право на ежемесячные выплаты.

— У нас в области нет недостатка в компонентах крови, — говорит главврач станции переливания. — Сегодня пациенту переливают не цельную кровь, а ее компоненты. Когда у человека кислородная недостаточность, ему требуется эритроцитная масса, если же пациент теряет большое количество крови — необходима свежезамороженная плазма. Чаще требуется именно она. Однако в последнее время потребность и в ней снизилась — появилось много плазмозаменителей.

Во всем мире, по словам Сергея Владимировича, давно налажено производство препаратов из крови — иммуноглобулинов, альбумина, восьмого фактора (свертываемости крови), который можно вводить не только больным гемофилией, но и при массивных кровопотерях, для того чтобы остановить кровотечения. Есть переносчики кислорода — они доносят кислород до жизненно важных органов. Эти препараты гораздо безопаснее, чем переливание чужой крови. Однако в России подобное производство пока слабо развито. На Дальнем Востоке только в Хабаровске выпускают некоторые виды препаратов крови.

Возрастная категория материалов: 18+