В Иркутске зашел в православную церковь, где венчался Колчак и похоронен Чурин. Там же в архиве прочел воспоминания священников об освоении Приамурья в XIX веке. После посетил первый в Китае буддийский монастырь, побывал в храме, где хранится палец Будды. Прикоснулся к несторианской стеле — первому памятнику христианства в Китае. Поднялся на священную даосскую гору Хуашань, заглянул в мечеть в мусульманском квартале Сианя — сердца древней Поднебесной.

Кто-то сочтет этот маршрут необычным. Кто-то, но не религиовед. Да-да, я — религиовед. Единственный в редакции журналист с философским образованием.

Помню дождливый вечер, когда увидел себя в списке зачисленных в группу 360 — четвертый набор религиоведов АмГУ. Первая мысль: занятия будут вести люди в рясах. Она испарилась сразу же после вводной лекции-знакомства с преподавателями кафедры.

А затем были знакомства с философами Пифагором и Платоном, Августином Блаженным, Мартином Лютером, Фридрихом Ницше и Владимиром Соловьевым. Читая Гомера, мы узнавали, каким греки видели Зевса, в Евангелии читали о пути Иисуса Христа, из сунны черпали информацию о жизни пророка Мухаммеда, на семинарах ходили в походы вместе с крестоносцами, заглядывали внутрь египетских пирамид, видели, как христианство сделало Москву Третьим Римом.

Но главным, что я вынес из стен университета, стали не знания философских концепций или китайского языка. Главным стало умение слышать других, признание права на возможность абсолютной истинности какого-то суждения для человека и в то же время его относительности (правда, действительно, может быть у каждого своя), любовь к Приамурью, к точности фактов.

Сейчас часто вспоминаю, как мы засиживались до закрытия в библиотеках, готовясь к занятиям или собирая материал для курсовых работ. Люблю заглядывать в наш краеведческий музей, ходить по залам истории Приамурья: история, которую я вижу в них, для меня живая. По работе ведь постоянно общаюсь не только с политиками, но и с историками, археологами.

Религиоведение, как и журналистика, стало для меня не только школой жизни, но и самой жизнью. Порой мне кажется, что это уже клиника: путешествуя, посещая храмы и музеи, ни на день не прекращаю читать свежие новости. Впрочем, в будущий отпуск это будет сделать сложнее. Его я планирую провести на севере Амурской области, в компании ставших почти родственниками религиоведов, на раскопках памятника культуры древнего Приамурья.

Возрастная категория материалов: 18+