Такие умницы-красавицы учатся сегодня в амурском филиале МГУ имени Невельского.Такие умницы-красавицы учатся сегодня в амурском филиале МГУ имени Невельского.

Неслабое звено

В истории морского и речного флота женские экипажи и женщины-капитаны — явление нередкое. Если у владивостокских моряков есть капитан Анна Щетинина, то у нас — легендарная Зинаида Савченко. В годы Великой Отечественной войны, когда мужчин забрали на фронт, она встала у штурвала парохода «Астрахань». На судне был полностью женский экипаж, даже кочегарили девушки. Но работали дружно и хорошо.

Пару недель назад директор амурского филиала университета Петр Черепанов побывал во Владивостоке на праздновании 120-летия морского образования. Там от руководства МГУ им. Невельского получил задание: проработать «женский вопрос» — обучение девушек. И уже в следующем учебном году жительницам Приамурья морской вуз предложит целый набор флотских специальностей (плавсостава). Причем гарантирует, что образование будет качественным.

— Я считаю, что давно пора было сделать это, — говорит Петр Черепанов. — Мне приходилось работать с женщинами-судоводителями. В молодости я даже застал легендарного капитана Зинаиду Савченко. Как показывает практика, дамы не хуже мужчин справляются с работой. Нынешние судоводители — это больше операторы-эксплуатационники, им нужны знания, а не физическая сила, не лопатой же уголь ворочать.

В реку за женихами

Этой осенью в амурском филиале МГУ состоялся первый набор девчат. десять девушек приняли по специальности «гидротехник». Но две отсеялись, и сейчас учатся только восемь. По словам руководства, в вуз пришли красивые и умные студентки. На посвящении в курсанты они предстали в полной красе — в синей строгой форме, в белых перчатках.

В 2011 году перечень специальностей значительно расширится. К гидротехникам добавятся морские и речные судоводители, эксплуатационники (портовые диспетчеры). Если будет спрос на электромехаников и механиков, наберут и на эти отделения. Всего планируется принять не менее 50 девчат.

Что касается реки, то работа на ней легче, чем в море. В экипажах сегодня трудятся женщины-повара, проводники. К слову, еще во времена Советского Союза существовал приказ, который разрешал в экипажах работать супругам. Главное, чтобы не было прямого подчинения.

— Приведу интересную статистику: в Хабаровске в одном из училищ готовили девушек-бортпроводников, и 90% девчат нашли свое счастье на кораблях — создали с коллегами крепкие семьи. А у нас здесь молодые, здоровые, спортивные ребята. Так что в будущем сможем значительно улучшить демографическую ситуацию, — смеется Петр Анатольевич.

Обучаться девчонки будут (и уже обучаются) вместе с парнями в группах. Точно так же их обеспечивают специальной формой, трехразовым питанием. Однако есть и ложка дегтя в бочке с медом — отсутствие на данный момент женского общежития. К счастью, почти все нынешние студентки живут в Благовещенске, и только одна снимает жилье. Но со временем, когда девичий корпус значительно расширится, вопрос с общагой, конечно же, решится. После ремонта в мужской казарме появятся и женские кубрики.

Вынужденная рокировка

Сделав акцент на женское образование, руководство амурской мореходки обеспечило вуз полным набором курсантов на годы вперед. Ведь не секрет, что сегодня жесткую конкуренцию образовательным учреждениям составляет Минобороны РФ. Парней забирают в армию прямо с занятий, не давая получить диплом. Так, сейчас свой гражданский долг отдают 70 курсантов «ракушки» и еще 60 — имеют на руках повестки. Набор же девушек позволит не прерывать образовательный процесс и не переживать за будущее вуза.

— Так что, можно сказать, девушки уже скоро составят конкуренцию ребятам, — замечает Черепанов. — Ведь у девчонок больше плюсов. Они дисциплинированнее, ответственнее, аккуратнее, лучше учатся. Ну и потом, женский сегмент во флотской жизни не повредит. В обществе девушек парни становятся более подтянутыми, конфликтуют меньше.

Возрастная категория материалов: 18+