«Гарри Поттер»: курс на первоисточник

Предпоследняя картина об уже не юном волшебнике

От каждой новой серии «Гарри Поттера» ждут чего-то такого, что позволит с уверенностью сказать — вот она, идеальная экранизация. И «Дары смерти», на мой взгляд, к таковой намного ближе, нежели ее предшественники.

Легенда, часть первая

Конечно, большинство считает, что книгу распилили на две части исключительно из-за денег. С одной стороны, они недалеки от истины. В то же время Warner Brothers отказалась от первоначальной идеи снять фильм в 3D-формате, который гарантированно бы поставил «Дары смерти» как минимум третьим после двух фильмов Джеймса Кэмерона. Но этого сделано не было. Так что можно сказать, что седьмая часть все же была разделена, чтоб захватить большую часть книги.

В предпоследнем фильме Гарри Поттер охотится за крестражами (частицами души Волан-де-Морта). Вместе с Роном и Гермионой он пытается выяснить хоть что-нибудь, что позволит разгадать эту тайну. В конце концов, друзья узнают о Дарах смерти (этому посвящен прекрасный мультфильм, вставленный прямо в сюжетную канву картины), которые могут дать их обладателю неограниченную власть. А в это время люди Темного Лорда захватывают Министерство Магии, так что финальный баттл уже совсем близко.

Если «Гарри Поттер» до этого считался мрачным, то «Дары смерти» не просто мрак, это тоска и угнетение. Нагнетание обстановки происходит в картине постоянно. Чего стоит только появление в кадре великолепного Рэйфа Файнса. И вроде «Гарри Поттер и Дары смерти» не фильм ужасов, но почему-то становится страшно.

Мрак и юмор

Гарри, Рон и Гермиона значительно «постарели», а из них все пытаются сделать юных школьников. Впрочем, на войне на возраст не смотрят, а воевать эта троица умеет лучше многих других. Все вроде бы неотъемлемые герои книг и предыдущих фильмов мелькают лишь в паре

эпизодов.

Однако по остальным персонажам не успеваешь заскучать, поскольку взаимоотношения главных героев развиваются в новом для зрителей русле. Они больше не нежатся в кроватях, не ходят в сказочную деревню за сладостями, не играют в квиддич. Они спят в палатках в неизвестных лесах, проваливаются в ледяные озера, а также ссорятся и ведут себя как взрослые. До того взрослые, что в один прекрасный момент Рон бросает друзей на произвол судьбы, и легендарный треугольник распадается.

Кстати, мягкий реверанс Ролинг в адрес Толкиена был замечен еще в книге, в фильме ему придали новый импульс. Моменты с ношением медальона крестража, который лихо портит настроение надевшим его героям, один в один с тем, как Фродо нес колечко в Мордор. Разумеется, толкиенисты вряд ли останутся довольными.

«Гарри Поттер и Дары смерти», несмотря на кажущуюся душевность повествования и внешние переживания героев за те последствия, которые грозят всему миру, если они ошибутся, — кино все же довольно бездушное. Поиск себя и внутреннее одиночество, которое присуще Гарри Поттеру в книгах Ролинг, сошло на нет. Он не переживает из-за смерти Дамблдора, который не дал ему ни единой подсказки, как действовать дальше. Всего лишь пожимает плечами, сломав свою палочку, которая могла защитить от Волан-де-Морта при помощи простейшего заклятия. В фильме определенно сложно воспроизвести все душевные переживания и терзания героя, но приходится констатировать, что Дэвид Йетс даже не пытался этого сделать.

Но посреди всей этой унылой тоски в мире, в который вторгся самый могущественный темный волшебник в истории, есть и позитивные моменты. Постоянные комичные ситуации с тремя героями не могут не повеселить даже черствого зрителя. Хотя стоит признать, что иногда сценарист превышает дозу юмора, как, например, в сцене добывания медальона у Долорес Амбридж. В книге градус напряжения в этом моменте высок донельзя. В целом же можно признать: даже несмотря на отсутствие душевной составляющей, «Дары смерти» очень близки к оригинальному первоисточнику.

Возрастная категория материалов: 18+