Сегодня Саша старается не думать о том, что пришлось пережить ему в августе.Сегодня Саша старается не думать о том, что пришлось пережить ему в августе.

Шальное море

Об ужасной трагедии в море Лаптевых рассказывали не только мы, но и центральные СМИ. До последнего люди верили и надеялись, что число жертв будет меньше. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», которому принадлежит судно, спасатели на вертолетах, водолазы вели активные поиски. Но увы: из 14 членов экипажа буксира «Алексей Кулаковский» спаслись только трое. Позже обнаружили тела еще пятерых моряков. А шесть человек даже спустя три месяца числятся пропавшими без вести. Среди них двое амурчан — Николай Щекин и Вячеслав Иконников. Андрей Помельников погиб.

Сейчас участник тех печальных событий 19-летний Александр Фирсов продолжает учебу в Амурском филиале МГУ им. Невельского. Туда он вернулся 25 октября. В вузе рады, что парень выжил. Хотя даже самые близкие друзья стараются не спрашивать Сашу о том, как все было. Ведь команда буксира для него была как одна семья — сплоченная и дружная.

Трагедия, которая унесла жизни 11 человек, произошла 27 августа. Хотя еще накануне ничто не предвещало беды. Буксир стоял у берега, на мысе Быковском, пережидая шторм. В два часа дня моряки получили приказ выйти на помощь рыболовецкому траулеру, который терпит бедствие в море Лаптевых в 20 милях от берега. У него сломался главный двигатель, и судно, потеряв ход, встало на якорь. «Кулаковский» и танкер «Ленанефть-2064» направились в обозначенный квадрат. Почти в полночь буксир подошел к передающему сигнал SOS рыболовному судну. Но на море поднялся шторм, волны достигали 5—6 метров, видимость была нулевой. Поэтому решено было отложить спасательную операцию до рассвета. Но тогда никто и подумать не мог, что придется спасать уже моряков с «Алексея Кулаковского».

—– В те ночные часы была как раз моя вахта — с 0 до 4 утра, — рассказывает 4-курсник Амурского филиала МГУ им. Невельского Александр Фирсов. — Вместе с другим электромехаником я дежурил в машинном отделении, в главной рубке в это время находились капитан и один матрос. Но в ту ночь никто не спал — был сильный шторм, буксир мотало из стороны в сторону. Когда корабль сильно накренился на левый борт, капитан дал тревогу и приказал надеть гидрокостюмы, спасательные жилеты и подняться наверх. Паники не было, даже женщины не кричали. Я надел куртку, шапку и спасательный круг с маленьким буем (он, когда опускается в воду, должен светиться). Потом буксир лег на бок и стал тонуть. Мы оказались на воде, старались держаться вместе, но волнами нас разбивало. Потом остались впятером, позже — только вдвоем…

Борьба со стихией

Что было дальше, Саша Фирсов вспоминает с трудом — нулевая видимость и двухэтажные волны. Юный моряк выжил только чудом. Без гидрокостюма ему удалось продержаться почти 20 минут в ледяной воде. А температура ее в ту ночь была 2—4 градуса. На танкере «Ленанефть-2064» видели, что буксир терпит бедствие. Судно тонуло в течение 40 минут, но шторм мешал близко подойти к обреченному кораблю. И все-таки моряки приблизились.

— Я видел прожектор, с танкера на веревке мне сбросили спасательный круг, чтобы зацепился за него. Но я уже почти не мог шевелиться, весь окоченел, — рассказывает Саша. — Сил хватило только на то, чтобы обхватить круг рукой. Так же, цепляясь локтями за ступеньки, поднимался по металлическому трапу.

Трое моряков были спасены: капитан Анатолий Соловьев, новосибирец Евгений Пронин и амурчанин Александр Фирсов. На борт танкера поднимался еще первый помощник капитана, но обрушившиеся на трап волны смыли его в море. Самое печальное, что спасти могли бы больше. Но к этому времени люди просто замерзли. Как оказалось, вместо 14 гидрокостюмов на буксире было всего два.

На танкере спасшихся моряков укутали в теплые одеяла и напоили чаем. Уже через два часа пострадавшие могли самостоятельно передвигаться. Правда, потом, уже в Благовещенске, Саше пришлось две недели провести в больнице — сказалось переохлаждение. Сюда он вернулся 4 сентября, спустя неделю после ЧП.

Судьба-злодейка

Кто-то скажет — везунчик, кто-то — что судьба. Но Саша ничего не говорит о своем везении. Может быть, бороться со стихией помог ему прошлый опыт. Парень учится на электромеханика и после 2-го курса проходил практику на паруснике «Надежда» во Владивостоке. На нем амурчанин вместе с другими курсантами выходил в открытое море.

На буксире «Алексей Кулаковский» Ленского пароходства Александр Фирсов отработал 3 месяца и 29 дней. К 1 ноября он планировал вернуться к занятиям, но вмешались обстоятельства. Сегодня Саша ставит свечи за тех, кто навсегда остался в море.

— Мы действительно были одной командой, хорошо общались, дружили, — делится парень. — В выходные все вместе ездили отдыхать на природу. Очень жаль, что все так получилось. В пароходстве мне обещали позвонить, если найдут остальных членов экипажа. С погибшими я простился в Якутии, на их похороны пришел почти весь поселок Жатай.

Корабль не должен был выходить в море

Больше двух недель велись поиски пропавших без вести членов экипажа. В операции участвовали более 100 человек и 15 единиц техники. Но все было безрезультатно, тела шестерых моряков так и не были найдены. Все расходы на похороны погибших взяло на себя Ленское пароходство. Спасенным членам экипажа, родственникам погибших и без вести пропавших компания оказала материальную помощь. В отношении капитана корабля и руководства ЛОРПа возбуждены уголовные и административные дела.

Между тем, как оказалось, утонувший буксир вообще не имел права выходить в море. К такому выводу в конце сентября пришла комиссия Ространснадзора. Она установила, что корабль был технически неисправен. В правом борту судна были пробоины, и в шторм через них внутрь корабля хлынула вода. К судам типа «Кулаковского» у якутских моряков негативное отношение. Из-за низкого борта, высокой парусности и неудобства в палубных работах их зовут «уродами» и «головастиками».

Экипаж тоже фактически не был подготовлен для работы в шторм. Он почти наполовину состоял из курсантов морских училищ и университетов (их было пятеро). Даже у самого 30-летнего капитана корабля не было морского диплома — по уровню подготовки он оставался третьим помощником механика. Все это вместе взятое и стало причиной гибели людей и судна.

Мнение

Петр Черепанов

Директор Амурского филиала МГУ им. Невельского:

— Господь распорядился так, что наш Александр спасся. Но при этом немаловажную роль сыграло и то, что он человек подготовленный. Парень вырос в морской семье и с детства впитал нашу специфику. Кроме того, он проходил курсы обучения, в том числе два месяца на паруснике «Надежда». Когда Александр вернулся, я обнял его и сказал: «Саша, в этой катастрофической ситуации ты спас не только себя, но и репутацию нашего учебного заведения». Когда мы учим ребят спасению на воде, всегда говорим: «Парни, мы вас учим и молимся, чтобы вам это не пригодилось».

Несмотря на то что пережил, Александр не испугался, продолжает учиться. Хотя в этой ситуации даже опытные моряки, случалось, умирали от разрыва сердца. Конечно, это большой урок, и он не забудется.

Я слышал от коллег: «Тридцать лет прошло, а я во сне до сих пор спасаюсь». Но все-таки считаю, что на специализированные спасательные операции надо направлять более пригодные суда и с более опытным экипажем.

Нельзя посылать детей! Поэтому теперь Москва обещает контролировать безопасность условий прохождения производственной практики у будущих моряков-речников. Мы будем направлять курсанта на практику в компанию, предприятие будет расписывать на теплоход. Потом все документы с техническими данными этого судна будут направляться в столицу. И там уже будут утверждать — годится оно или нет.

Возрастная категория материалов: 18+