Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №2 (28892) от 16 января 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 января 2020,
понедельник

Нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти

Как подготовиться к первой исповеди и причастию, как отличить смертный грех от мелких проступков — с

Общество

Первая исповедь — сродни подвигу. Мирскому человеку очень непросто совершить над собой усилие и осознать свои грехи, а тем более — произнести вслух, чтобы освободиться от них. Таинство покаяния и таинство причастия — как к ним подготовиться и какую роль они играют в нашей жизни? Об этом рассказывает секретарь Благовещенской епархии протоиерей Олег Волочай.

Нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти / Первая исповедь — сродни подвигу. Мирскому человеку очень непросто совершить над собой усилие и осознать свои грехи, а тем более — произнести вслух, чтобы освободиться от них. Таинство покаяния и таинство причастия — как к ним подготовиться и какую роль они играют в нашей жизни? Об этом рассказывает секретарь Благовещенской епархии протоиерей Олег Волочай.

Обмануть Бога невозможно

— Если человек впервые пришел на исповедь, что ему делать — куда встать, куда денежку положить?

— Это все не столь важно, особенно насчет денежек. Главное — он должен подойти к священнику и спросить, как можно исповедоваться. Если он пришел во время службы и видит, что идет исповедь, надо подойти к батюшке, который исповедует. Если много желающих исповедоваться, много причастников, тогда лучше дождаться окончания богослужения и уже тогда поговорить с батюшкой. Заблуждение многих людей, которые пришли в храм впервые, — они думают, что священник должен все бросить и заниматься только ими. Это неправильно. Если у вас есть потребность в подробной беседе со священником, лучше прийти на вечернее богослужение, после которого можно спокойно поговорить с батюшкой и более полно излить свою душу.

— Бывает, что говорить о своих грехах очень стыдно. Что будет, если что-то утаить?

— Чаще всего люди утаивают грехи из-за ложного стыда. А если сознательно что-то утаить на исповеди, то это будет сугубый, то есть еще более тяжкий грех, ведь обмануть Бога невозможно. Чем глубже и доскональней исповедь, тем больше очищаются сердце и душа человека. Чем больше греха выплескиваем из себя, тем больше благодати Божией вмещаем. Господь в нечистое не войдет. Чем больше очистим свое сердце, тем больше места мы освобождаем для Господа.

— Многие говорят: я не убиваю, не краду, в чем мне каяться? О каких грехах нужно говорить на исповеди? Как определить, какие грехи важные, а какие мелкие, чтобы не беспокоить Господа по пустякам?

— Мы склонны квалифицировать грехи как тяжкие смертные и мелкие житейские. Это большая ошибка. Это человек придумал, чтобы ему было удобнее себя самооправдать — все сплетничают, все осуждают, поэтому я не хуже других. Грех — это преступление Закона Божиего. Вот мы говорим «смертные грехи» — а почему они так называются? Потому что каждый нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти. Если человек с этим грехом умрет, он Царства Небесного не унаследует, душа погибнет. Чем мелкие грехи опасны — они копятся, и собирается такой гигантский пласт, который раздавливает душу. И человек заболевает — духовно и физически.

В основе греха — наш эгоизм

— Какие же грехи Церковь называет смертными?

— Когда мы нарушаем Заповеди Христовы. Когда человек поклоняется Богу иному, то есть Бога истинного меняет на поклонение иным богам — увлекается суевериями, оккультными науками. Когда нарушаются заповеди «не укради», «не прелюбодействуй», «не желай чего-то чужого», «не лжесвидетельствуй» (то есть не обманывай). В жизни чаще всего погрешают против седьмой заповеди — прелюбодеяние, к сожалению, становится бичом нашего общества. А в основе любого греха, как учат святые отцы, лежит наша гордыня, наш эгоизм. Мы ведь хотим, чтобы все было для нас — как нам удобно. И человек, как в народе говорят, слетает с катушек и думает только о себе. Поэтому и говорят, что православный человек должен быть в духовном трезвении, сопоставлять свои поступки и замыслы с Законом Божиим и волей Божией. Это непросто, но православный человек черпает силы для такой работы в церковных таинствах исповеди и причастия.

— Как правильно каяться — нужно просто называть свои грехи: нарушил седьмую заповедь, восьмую… Или рассказывать в деталях и подробностях?

— Если священник захочет узнать подробности — как сам человек относится к совершенному греху, исправляется ли он, он спросит об этом. Разумеется, какие-либо пикантные подробности, как и называние имен-фамилий, на исповеди совершенно неуместны. Важно назвать сам грех, как человек его понимает. Если исповедующийся приходит и говорит: грешен во всем! — это избитая формулировка, которая показывает, что он совершенно не готов к исповеди. Такого батюшка отправит подготовиться получше.

— На бумажке можно грехи записать?

— Можно, причем не только пожилым людям, но и всем. Часто бывает, что верующий продумает и оплачет свои грехи и уже знает, что будет говорить на исповеди, а, подойдя к священнику, чувствует, что в голове пусто. И грехи останутся нераскаянными. А шпаргалочка поможет их вспомнить.

Тайна исповеди священна

— Насколько сохраняется тайна исповеди?

— Правило тайны исповеди соблюдается свято и неукоснительно. Священник, нарушивший тайну исповеди, извергается из сана.

— А если покаялся преступник, замышляющий злое дело? Если священник должен нарушить тайну исповеди ради спасения других людей, разве он этого не сделает?

— Такой вопрос рассматривался на архиерейском соборе в 2000 году, когда разрабатывались основы социальной концепции Русской православной церкви. Такой вопрос был поднят. И священноначалие пришло к выводу: если священник на исповеди узнает, что готовится убийство, теракт, насилие в отношении других людей, то он имеет право обратиться в соответствующие органы. Но при этом он не называет человека, от которого стала известна эта информация. В этом случае, когда на чаше весов человеческие жизни, нарушения тайны исповеди не будет. Но это умозрительная ситуация. Мне доводилось принимать исповеди заключенных. Если закоренелые убийцы в чем-то и каются, что уже в совершенных грехах, а не в будущих.

— Иногда исповедоваться трудно, потому что люди стоят близко и все слышат.

— Обычно батюшка просит отойти людей на шаг-два назад. И исповедующегося просит говорить потише. Не волнуйтесь, посторонние лишнего не услышат — им сам Господь уши закроет.

— Лучше исповедоваться у одного и того же батюшки или к кому попадешь?

— Святые отцы учат, что лучше выбрать духовника, но если его нет, то ничего страшного, если вы будете исповедоваться у разных священников. Если получите у какого-то священника утешение, можно попросить его стать вашим духовником.

К причастию — натощак

— К причастию нужно приходить только натощак?

— Если вы пришли только на исповедь и причащаться в этот день не будете, то натощак не обязательно. Но если после исповеди будете причащаться, то тогда приходите натощак. Впрочем, и для причастников есть исключения. Если человек страдает, например, диабетом и вовремя не поест, он может и сознание потерять. Таким людям по немощи их дозволяется перекусить. Разумеется, не шашлыком и не яичницей с беконом, а чем-то попроще — съесть кусочек хлеба с чаем. Но на исповеди нужно обязательно об этом сказать батюшке.

— Правильно ли считается, что если вы решили утром идти к причастию, то накануне после 12 ночи уже нельзя ни есть ни пить?

— Да, есть такая традиция, что после полуночи — ни глотка воды. Но это, конечно, если здоровье позволяет.

— Еще говорят, что даже зубы нельзя чистить.

— Зубы перед причастием чистить можно. А вот после него в этот день от чистки зубов нужно воздержаться. Человек должен сберечь в себе принятого Христа и физически, и духовно. В этот день причастившимся нельзя ругаться, скандалить, проявлять какую-либо несдержанность.

Читаем правила

— Почему нужно сначала отстоять вечернюю службу, разве утренней недостаточно?

— Потому что у нас суточный круг богослужений. Литургия — апофеоз суточного богослужения, вечерняя и утренняя службы предваряют верующих к служению Божественной литургии, к святому причастию. В суточном круге богослужений заключено все Священное Писание. То, что было до Рождества Христова, само Рождество и вся жизнь Христа, все ее события — все символически заложено в этом богослужебном круге, в тех обрядовых действиях, которые совершают священники на вечерней и утренней службе. Если вы пришли на вечернюю и утреннюю службы, вы становитесь соучастником всех библейских событий.

— Но ведь нужно еще и дома готовиться к таинствам исповеди и причастия, правила вычитывать.

— Правило к Святому причастию состоит из четырех канонов и молитв ко Святому причастию. Начинающим тяжело все это правило за один вечер выполнить. Мирскому человеку можно разбить подготовку на несколько дней и вычитывать по канону за вечер. Если есть духовные силы — можно и в один день.

— Это обязательная подготовка, без нее никак не обойтись?

— Можно и не молиться, но тогда какой смысл подходить к церковному таинству? Для начинающих это тяжело, бесспорно. Поэтому возьмите благословение у священника — если недостает сил прочитать молитвенные правила целиком, пусть батюшка разрешит вам прочесть хотя бы один покаянный канон. Лучше сократить с благословения священника молитвенное правило, чем прочитать его полностью, но так, что ни в уме, ни в сердце ничего не останется. Но потом, постепенно, по мере духовного возрастания, прийти к тому, чтобы готовиться к таинствам как положено.

Перед чашей не крестятся

— Как подходить к чаше?

— Когда священник выносит чашу и читает молитву «Верую Господи и исповедую», причастники стоят и эту молитву слушают. Когда вы подходите к чаше, руки нужно крестообразно сложить на груди — в знак смирения в очах Божиих. Перед чашей уже не крестятся и не кланяются. Когда подошли к чаше, называете имя, данное в крещении. Причастившись Святых Христовых Таин, нужно поцеловать низ чаши (потира), как бы целуя ребро Спасителя, которое было пробито копьем и из которого истекли кровь и вода. И затем причастники идут «на запивку».

— Это что за традиция?

— Она идет из византийской Церкви. После таинства нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частички Тела Христова. Поэтому в ковшец наливают вино, разбавленное водой, и предлагают причастникам вместе с кусочком антидора (особого хлеба). Символически это называется «омыть уста». После этого причастник может прикладываться к иконам и кресту.

Таинство за конфетку — неправильно

— Как подготовить ребенка к первой исповеди, как объяснить, в чем каяться?

— Это непросто. Нужно ребенку довести до сознания, что любое плохое дело, которое он делает, любое плохое слово, которое он произносит, — это то, что может Бога рассердить. А если Господь рассердится, то будет плохо и неуютно и ребенку, и его родителям. Нельзя превращать таинство исповеди в формальность. Нельзя говорить: ты исповедуйся, причастись, а я тебе за это куплю сладости, игрушку или свожу в кино. Это все можно потом сделать. Но главное, чтобы ребенок сначала получил духовную радость от посещения храма. Нельзя ставить на одну чашу весов материальные вещи и таинство.

— Как объяснить обычному светскому ребенку, зачем нужно исповедоваться и причащаться?

— Думаю, что здесь нужно сыграть на желании ребенка вырасти хорошим, здоровым, достойным человеком. Чтобы мальчик вырос настоящим, крепким, здоровым мужчиной, он должен не только хорошо учиться и заниматься спортом, но еще быть духовно крепким, любимым Богом. А если он не будет любим Богом, то у него мало что получится. И девочки тоже хотят вырасти красивыми, умными, выйти замуж за хороших парней, чтобы потом их любили мужья и радовали дети. Все мы ходим под Богом, все, что имеем, — это от Бога. Поэтому давайте Бога благодарить и радовать. Чем? Да вот тем, что мы будем над собой работать духовно. Если мы что-то плохое сделали, согрешили, то надо у Бога в первую очередь просить прощения.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Автор
16.05.2011, 05:38

Спасибо, что читаете! А если у вас есть вопросы или пожелания, о чем бы хотелось узнать — спрашивайте, постараемся с помощью наших священников ответить и все разъяснить.

— Юлия Климычева
3
06.05.2011, 14:15

Благодарю за разъяснения, они пригодятся мне при подготовке к исповедованию и причастию. Храни вас Бог!

— Тамара
2
06.05.2011, 14:14

Благодарю за поддержку. Надеюсь на милость Господа. Я считаю себя очень грешной. Поэтому и боюсь исповеди и Причастия. Спаси и помилуй Господи. Храни вас Бог.

— Тамара
1
06.05.2011, 14:12

Спасибо за понятные разъяснения и напутствия. Я никогда еще не причащалась и очень волнуюсь, если честно сказать, боюсь исповеди. Но еще больше боюсь Суда Божьего. Прошу моего Ангела Хранителя о помощи. Храни всех вас Господь.

— Тамара
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Амурский минздрав закупил оборудование для диагностики рака за 17 миллионов рублейВласть
Среди амурчан набирают популярность восхождения на Каменные воротаЭкономика
Благовещенские школьники «оживили» канатную дорогу через АмурОбщество
Гороскоп на 20 января: Львам будут избегать любой экстравагантности, Весы наделают меньше глупостейСоветы
Благотворительный квартирник при благовещенском храме собрал около 30 тысяч рублейОбщество
Амурские общественники проверят завтраки в школахВласть

Читать все новости

Общество

Тында начала подготовку к 45-летнему юбилею Тында начала подготовку к 45-летнему юбилею
Православные против Урганта
Благовещенские школьники «оживили» канатную дорогу через Амур
Милое нападение на амурского егеря и опасное меню: утро с «Амурской правдой»
Тысячи амурчан отметили Крещение купанием в проруби: фоторепортаж АП
Система Orphus