Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №84 (28848) от 15 августа 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
18 августа 2019,
воскресенье

Нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти

Как подготовиться к первой исповеди и причастию, как отличить смертный грех от мелких проступков — с

Общество

Первая исповедь — сродни подвигу. Мирскому человеку очень непросто совершить над собой усилие и осознать свои грехи, а тем более — произнести вслух, чтобы освободиться от них. Таинство покаяния и таинство причастия — как к ним подготовиться и какую роль они играют в нашей жизни? Об этом рассказывает секретарь Благовещенской епархии протоиерей Олег Волочай.

Нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти / Первая исповедь — сродни подвигу. Мирскому человеку очень непросто совершить над собой усилие и осознать свои грехи, а тем более — произнести вслух, чтобы освободиться от них. Таинство покаяния и таинство причастия — как к ним подготовиться и какую роль они играют в нашей жизни? Об этом рассказывает секретарь Благовещенской епархии протоиерей Олег Волочай.

Обмануть Бога невозможно

— Если человек впервые пришел на исповедь, что ему делать — куда встать, куда денежку положить?

— Это все не столь важно, особенно насчет денежек. Главное — он должен подойти к священнику и спросить, как можно исповедоваться. Если он пришел во время службы и видит, что идет исповедь, надо подойти к батюшке, который исповедует. Если много желающих исповедоваться, много причастников, тогда лучше дождаться окончания богослужения и уже тогда поговорить с батюшкой. Заблуждение многих людей, которые пришли в храм впервые, — они думают, что священник должен все бросить и заниматься только ими. Это неправильно. Если у вас есть потребность в подробной беседе со священником, лучше прийти на вечернее богослужение, после которого можно спокойно поговорить с батюшкой и более полно излить свою душу.

— Бывает, что говорить о своих грехах очень стыдно. Что будет, если что-то утаить?

— Чаще всего люди утаивают грехи из-за ложного стыда. А если сознательно что-то утаить на исповеди, то это будет сугубый, то есть еще более тяжкий грех, ведь обмануть Бога невозможно. Чем глубже и доскональней исповедь, тем больше очищаются сердце и душа человека. Чем больше греха выплескиваем из себя, тем больше благодати Божией вмещаем. Господь в нечистое не войдет. Чем больше очистим свое сердце, тем больше места мы освобождаем для Господа.

— Многие говорят: я не убиваю, не краду, в чем мне каяться? О каких грехах нужно говорить на исповеди? Как определить, какие грехи важные, а какие мелкие, чтобы не беспокоить Господа по пустякам?

— Мы склонны квалифицировать грехи как тяжкие смертные и мелкие житейские. Это большая ошибка. Это человек придумал, чтобы ему было удобнее себя самооправдать — все сплетничают, все осуждают, поэтому я не хуже других. Грех — это преступление Закона Божиего. Вот мы говорим «смертные грехи» — а почему они так называются? Потому что каждый нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти. Если человек с этим грехом умрет, он Царства Небесного не унаследует, душа погибнет. Чем мелкие грехи опасны — они копятся, и собирается такой гигантский пласт, который раздавливает душу. И человек заболевает — духовно и физически.

В основе греха — наш эгоизм

— Какие же грехи Церковь называет смертными?

— Когда мы нарушаем Заповеди Христовы. Когда человек поклоняется Богу иному, то есть Бога истинного меняет на поклонение иным богам — увлекается суевериями, оккультными науками. Когда нарушаются заповеди «не укради», «не прелюбодействуй», «не желай чего-то чужого», «не лжесвидетельствуй» (то есть не обманывай). В жизни чаще всего погрешают против седьмой заповеди — прелюбодеяние, к сожалению, становится бичом нашего общества. А в основе любого греха, как учат святые отцы, лежит наша гордыня, наш эгоизм. Мы ведь хотим, чтобы все было для нас — как нам удобно. И человек, как в народе говорят, слетает с катушек и думает только о себе. Поэтому и говорят, что православный человек должен быть в духовном трезвении, сопоставлять свои поступки и замыслы с Законом Божиим и волей Божией. Это непросто, но православный человек черпает силы для такой работы в церковных таинствах исповеди и причастия.

— Как правильно каяться — нужно просто называть свои грехи: нарушил седьмую заповедь, восьмую… Или рассказывать в деталях и подробностях?

— Если священник захочет узнать подробности — как сам человек относится к совершенному греху, исправляется ли он, он спросит об этом. Разумеется, какие-либо пикантные подробности, как и называние имен-фамилий, на исповеди совершенно неуместны. Важно назвать сам грех, как человек его понимает. Если исповедующийся приходит и говорит: грешен во всем! — это избитая формулировка, которая показывает, что он совершенно не готов к исповеди. Такого батюшка отправит подготовиться получше.

— На бумажке можно грехи записать?

— Можно, причем не только пожилым людям, но и всем. Часто бывает, что верующий продумает и оплачет свои грехи и уже знает, что будет говорить на исповеди, а, подойдя к священнику, чувствует, что в голове пусто. И грехи останутся нераскаянными. А шпаргалочка поможет их вспомнить.

Тайна исповеди священна

— Насколько сохраняется тайна исповеди?

— Правило тайны исповеди соблюдается свято и неукоснительно. Священник, нарушивший тайну исповеди, извергается из сана.

— А если покаялся преступник, замышляющий злое дело? Если священник должен нарушить тайну исповеди ради спасения других людей, разве он этого не сделает?

— Такой вопрос рассматривался на архиерейском соборе в 2000 году, когда разрабатывались основы социальной концепции Русской православной церкви. Такой вопрос был поднят. И священноначалие пришло к выводу: если священник на исповеди узнает, что готовится убийство, теракт, насилие в отношении других людей, то он имеет право обратиться в соответствующие органы. Но при этом он не называет человека, от которого стала известна эта информация. В этом случае, когда на чаше весов человеческие жизни, нарушения тайны исповеди не будет. Но это умозрительная ситуация. Мне доводилось принимать исповеди заключенных. Если закоренелые убийцы в чем-то и каются, что уже в совершенных грехах, а не в будущих.

— Иногда исповедоваться трудно, потому что люди стоят близко и все слышат.

— Обычно батюшка просит отойти людей на шаг-два назад. И исповедующегося просит говорить потише. Не волнуйтесь, посторонние лишнего не услышат — им сам Господь уши закроет.

— Лучше исповедоваться у одного и того же батюшки или к кому попадешь?

— Святые отцы учат, что лучше выбрать духовника, но если его нет, то ничего страшного, если вы будете исповедоваться у разных священников. Если получите у какого-то священника утешение, можно попросить его стать вашим духовником.

К причастию — натощак

— К причастию нужно приходить только натощак?

— Если вы пришли только на исповедь и причащаться в этот день не будете, то натощак не обязательно. Но если после исповеди будете причащаться, то тогда приходите натощак. Впрочем, и для причастников есть исключения. Если человек страдает, например, диабетом и вовремя не поест, он может и сознание потерять. Таким людям по немощи их дозволяется перекусить. Разумеется, не шашлыком и не яичницей с беконом, а чем-то попроще — съесть кусочек хлеба с чаем. Но на исповеди нужно обязательно об этом сказать батюшке.

— Правильно ли считается, что если вы решили утром идти к причастию, то накануне после 12 ночи уже нельзя ни есть ни пить?

— Да, есть такая традиция, что после полуночи — ни глотка воды. Но это, конечно, если здоровье позволяет.

— Еще говорят, что даже зубы нельзя чистить.

— Зубы перед причастием чистить можно. А вот после него в этот день от чистки зубов нужно воздержаться. Человек должен сберечь в себе принятого Христа и физически, и духовно. В этот день причастившимся нельзя ругаться, скандалить, проявлять какую-либо несдержанность.

Читаем правила

— Почему нужно сначала отстоять вечернюю службу, разве утренней недостаточно?

— Потому что у нас суточный круг богослужений. Литургия — апофеоз суточного богослужения, вечерняя и утренняя службы предваряют верующих к служению Божественной литургии, к святому причастию. В суточном круге богослужений заключено все Священное Писание. То, что было до Рождества Христова, само Рождество и вся жизнь Христа, все ее события — все символически заложено в этом богослужебном круге, в тех обрядовых действиях, которые совершают священники на вечерней и утренней службе. Если вы пришли на вечернюю и утреннюю службы, вы становитесь соучастником всех библейских событий.

— Но ведь нужно еще и дома готовиться к таинствам исповеди и причастия, правила вычитывать.

— Правило к Святому причастию состоит из четырех канонов и молитв ко Святому причастию. Начинающим тяжело все это правило за один вечер выполнить. Мирскому человеку можно разбить подготовку на несколько дней и вычитывать по канону за вечер. Если есть духовные силы — можно и в один день.

— Это обязательная подготовка, без нее никак не обойтись?

— Можно и не молиться, но тогда какой смысл подходить к церковному таинству? Для начинающих это тяжело, бесспорно. Поэтому возьмите благословение у священника — если недостает сил прочитать молитвенные правила целиком, пусть батюшка разрешит вам прочесть хотя бы один покаянный канон. Лучше сократить с благословения священника молитвенное правило, чем прочитать его полностью, но так, что ни в уме, ни в сердце ничего не останется. Но потом, постепенно, по мере духовного возрастания, прийти к тому, чтобы готовиться к таинствам как положено.

Перед чашей не крестятся

— Как подходить к чаше?

— Когда священник выносит чашу и читает молитву «Верую Господи и исповедую», причастники стоят и эту молитву слушают. Когда вы подходите к чаше, руки нужно крестообразно сложить на груди — в знак смирения в очах Божиих. Перед чашей уже не крестятся и не кланяются. Когда подошли к чаше, называете имя, данное в крещении. Причастившись Святых Христовых Таин, нужно поцеловать низ чаши (потира), как бы целуя ребро Спасителя, которое было пробито копьем и из которого истекли кровь и вода. И затем причастники идут «на запивку».

— Это что за традиция?

— Она идет из византийской Церкви. После таинства нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частички Тела Христова. Поэтому в ковшец наливают вино, разбавленное водой, и предлагают причастникам вместе с кусочком антидора (особого хлеба). Символически это называется «омыть уста». После этого причастник может прикладываться к иконам и кресту.

Таинство за конфетку — неправильно

— Как подготовить ребенка к первой исповеди, как объяснить, в чем каяться?

— Это непросто. Нужно ребенку довести до сознания, что любое плохое дело, которое он делает, любое плохое слово, которое он произносит, — это то, что может Бога рассердить. А если Господь рассердится, то будет плохо и неуютно и ребенку, и его родителям. Нельзя превращать таинство исповеди в формальность. Нельзя говорить: ты исповедуйся, причастись, а я тебе за это куплю сладости, игрушку или свожу в кино. Это все можно потом сделать. Но главное, чтобы ребенок сначала получил духовную радость от посещения храма. Нельзя ставить на одну чашу весов материальные вещи и таинство.

— Как объяснить обычному светскому ребенку, зачем нужно исповедоваться и причащаться?

— Думаю, что здесь нужно сыграть на желании ребенка вырасти хорошим, здоровым, достойным человеком. Чтобы мальчик вырос настоящим, крепким, здоровым мужчиной, он должен не только хорошо учиться и заниматься спортом, но еще быть духовно крепким, любимым Богом. А если он не будет любим Богом, то у него мало что получится. И девочки тоже хотят вырасти красивыми, умными, выйти замуж за хороших парней, чтобы потом их любили мужья и радовали дети. Все мы ходим под Богом, все, что имеем, — это от Бога. Поэтому давайте Бога благодарить и радовать. Чем? Да вот тем, что мы будем над собой работать духовно. Если мы что-то плохое сделали, согрешили, то надо у Бога в первую очередь просить прощения.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Автор
16.05.2011, 05:38

Спасибо, что читаете! А если у вас есть вопросы или пожелания, о чем бы хотелось узнать — спрашивайте, постараемся с помощью наших священников ответить и все разъяснить.

— Юлия Климычева
3
06.05.2011, 14:15

Благодарю за разъяснения, они пригодятся мне при подготовке к исповедованию и причастию. Храни вас Бог!

— Тамара
2
06.05.2011, 14:14

Благодарю за поддержку. Надеюсь на милость Господа. Я считаю себя очень грешной. Поэтому и боюсь исповеди и Причастия. Спаси и помилуй Господи. Храни вас Бог.

— Тамара
1
06.05.2011, 14:12

Спасибо за понятные разъяснения и напутствия. Я никогда еще не причащалась и очень волнуюсь, если честно сказать, боюсь исповеди. Но еще больше боюсь Суда Божьего. Прошу моего Ангела Хранителя о помощи. Храни всех вас Господь.

— Тамара
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Почти все амурские подтопленцы переехали из пунктов временного размещения в свои домаОбщество
Движение по трем участкам дорог в Благовещенске будет ограничено из-за ремонтаОбщество
Федор Бондарчук думает над сценарием фильма о жесткой посадке А321 на кукурузное полеОбщество
Инспектора Благовещенской таможни подозревают в вымогательстве взяткиПроисшествия
Гороскоп на 18 августа: Козероги поговорят по душам, а Стрельцы отдадутся романтическим переживаниямСоветы
Экологи не обнаружили опасных цианидов в воде и почве подтопленных селах Мазановского районаПаводок—2019

Читать все новости

Общество

Почти все амурские подтопленцы переехали из пунктов временного размещения в свои дома Почти все амурские подтопленцы переехали из пунктов временного размещения в свои дома
Движение по трем участкам дорог в Благовещенске будет ограничено из-за ремонта
Федор Бондарчук думает над сценарием фильма о жесткой посадке А321 на кукурузное поле
В выходные Приамурье останется во власти циклонического вихря
Путин присвоил звание Героев России посадившим А321 на кукурузное поле летчикам
Система Orphus