Фото: Валерия АникинаФото: Валерия Аникина

Отсюда по всей области расходятся сделанные руками Кучеровых и их мастеров стулья с капризно-изогнутыми резными спинками, шкафы, столы, кровати, беседки, изукрашенные воздушными деревянными узорами.

Семейная Биржа

Живут Кучеровы, как и положено, на улице Столярной. Говорящее название ей они придумали сами — официально улица, на которой сейчас восемь домов, существует в Красноярове уже три года. На въезде на Биржу — так когда-то называлось поселение, бывшее здесь задолго до хутора Кучеровых, — по левую сторону мимо машины проплывает дворец, иначе и не назовешь. Двухэтажный дом весь словно соткан из деревянных кружев, второй этаж его окружен застекленной верандой. Он принадлежит дяде начальника здешнего столярного производства Ильи Кучерова — Владимиру Ильичу Кучерову.

«Дворец» — как и все, что есть на этой земле деревянного, — дело рук местных плотников и столяров. Перед производственной территорией — «избушка на курьих ножках» с деревянной вывеской «Дело Кучеровых». Оттуда вместо бабы-яги неожиданно появляется симпатичная девушка и опускает перед машиной преграждающую въезд веревку. Младший из династии столяров Илья Кучеров встречает нас сразу после «шлагбаума», и мы начинаем путешествие по цехам, где дерево чувствуют не только руками, но и сердцем.

В ароматном цеху

Запах стружки и рев станков с порога накрывают нас в главном производственном цеху. Здесь творятся чудеса — доски превращаются в готовую светло-медового цвета мебель, которую столяр в первую очередь, а уж потом начальник производства Илья Кучеров мимоходом любовно поглаживает по «бокам».

— Мы кругляк покупаем у местных фермеров — в основном сосну и лиственницу. Первая на мебель идет, вторая — на строительные материалы, — поясняет Илья. — Делаем немного из березы и осины, но редко. Дерево сами распиливаем, сушим. В цех с одной стороны заходит подготовленная древесина, а выходит готовое изделие.

Сейчас здесь делают большой заказ для детского сада из Сковородина — стулья, кроватки. Большие стулья, рядами стоящие в одном из углов цеха, тоже для Сковородина. Один такой добротный и красивый стоит полторы тысячи рублей. А самый дорогой стул от Кучеровых обойдется в 2,5 тысячи.

— Вот такой шкаф стоит 15 тысяч рублей. Его делал один человек — три-четыре дня, — рассказывает Илья Кучеров. — У нас заготовку делает бригада, а собирает — один. Например, 40 стульев делают два человека. У нас конкурентов как таковых в области нет. Мебель с каркасом из натурального дерева везут с запада страны.

По ценам местная мебель конкурентоспособна на рынке — производители говорят: «Мы работаем без посредников, да и база сырьевая у нас рядом, поэтому и цены приемлемые». Кучеровы — и столяры, и дизайнеры. Как будет выглядеть их мебель — придумывают сами.

Беседа про беседки

Самым сложным заказом Илья Кучеров считает беседку, которую мастера делали для частного заказчика из Усть-Ивановки.

— Очень сложная была беседка — вся резная. Ее мастерили где-то месяца полтора, стоила полмиллиона, — вспоминает начальник производства. — Те беседки, что попроще, стоят около 40—50 тысяч рублей. Всю резьбу делают наши мастера-резчики. Мы как-то делали иконостасы, другую церковную утварь — для храма в Свободном, в Игнатьеве Благовещенского района. И с нашим батюшкой постоянно сотрудничаем.

В месяц у столяров около 30—40 заказов. Основной покупатель мебели Кучеровых — Благовещенск. В областном центре заказывают все — от дверей до бань и лестничных пролетов. Кучеровы строят и дома тоже — небольшой домик обойдется в миллион рублей.

Столяры от Бога

Осенью этого года у предприятия начались финансовые сложности, а тут еще пришло время очередного платежа по кредиту. Этот кредит на пять миллионов рублей Кучеровы взяли два года назад с великими трудностями.

— Я был в 20 банках — все отказали. Потому что их не интересует залоговая база на селе, — вспоминает Илья Сергеевич. — Нам, чтобы взять эти пять миллионов, пришлось заложить все, что можно было. На эти деньги мы взяли новую сушилку, новые станки, линию сращивания, достроили цех. Раньше мы вообще работали на самодельных станках. Их мой дядя Владимир Ильич проектировал.

Чтобы устоять на ногах, предприятие объединилось с благовещенской фирмой «Префект». После этого Илья Кучеров оставил кресло гендиректора и вернулся в цех, чтобы заниматься тем, что душе угодно.

— Гендиректор — это не мое было. Приходилось мотаться туда-сюда. Я больше специалист по деревообработке — с седьмого класса на станке работаю, — объясняет младший Кучеров. — Мы — люди творческие, нам нужно что-то делать руками. Теперь благовещенский офис занимается заказами, а мы — производством. Я занимаюсь мебелью, Сергей Ильич — строительством, Владимир Ильич — пилорамами.

Теперь после утренней планерки, раздав задания, Илья Кучеров работает наравне со всеми.

— Я в основном токарь по дереву — точу круглые изделия, — говорит он. — Все ножки на кроватях и другие детали — это моя работа. Просто ходить командовать — неинтересно.

А по вечерам, в свободное от работы время Илья Сергеевич с Сергеем Ильичом строгают и выпиливают для души — в маленькой столярной мастерской возле отцовского дома появляются на свет резные безделушки, утварь и мебель.

Про кадры

Мастера здесь по большей части самоучки, в том числе и Илья Сергеевич. На производственной территории в четыре гектара — две пилорамы, автоматическая сушилка древесины, цех по производству мебели, цеха по покраске и сращиванию. В общей сложности на производстве работают около 40 человек из Красноярова, Молчанова, Свободного и даже из Благовещенска.

Дефицит кадров больно бьет по «делу», не давая ему расти и развиваться.

— Самая большая проблема — в людях. Никого нет: ни водителей, ни трактористов, ни столяров, ни пилорамщиков. Мы бы развернулись — были бы люди, — сетует Сергей Кучеров. — Текучка есть — «шелуха» быстро отсеивается. Два года назад узбеки и киргизы у нас трудились, изумительно работали, быстро учились. Сейчас квоту закрыли. Все, кого я знаю из производителей, мечтают, как это ни прискорбно, получить квоту на китайцев или еще кого.

Подтверждает слова отца своим опытом и Илья Кучеров.

— Я два раза в Благовещенске цех открывал — в 2001 году и в этом — только чтобы найти нам специалистов, — рассказывает он. — Так к нам очереди выстраивались — зарплаты там низкие — по семь-восемь тысяч, а у нас столяры по 20—25 тысяч получают. Но приходили в основном не специалисты.

Дом построить и дерево посадить

Цех для Ильи Кучерова — что дом родной. Тем более что своего дома у него пока нет: он с семьей живет в общежитии, построенном местными мастерами. С этого года предприятие включилось в программу «Социальное развитие села» и в мае начало строить пять домов для своих специалистов. 70 процентов затрат взяли на себя федеральный, областной и районный бюджеты. В одном из этих домов и будет жить семья Ильи Кучерова — жена и пятилетняя дочка Алина.

— Мы на следующий год хотели еще пять домов, но с собственными средствами у людей проблемы, а так желающих много, — описывает хозяин дома. — Этим можно даже из города заманить людей. Дом на земле лучше любой квартиры. Тем более с территорией у нас проблем нет — хоть гектар себе огораживай.

— Летом здесь, — Илья обводит руками широкую территорию возле дома, — сад посажу. Будут слива, вишня, ранетки. Есть у меня возле Зеи райский уголок — там беседка, лавочки. Его до ума доведу.

В следующем году в «Деле Кучеровых» будет небывалое пополнение — ждут появления на свет сразу троих мальчишек.

— У нас у всех девчонки, а тут мальчики будут — у моей родной сестры, двоюродной и у одной из сотрудниц, — говорит глава столярного дела. — И мы сына вырастим обязательно — продолжение рода должно быть. Хочется, чтобы было кому дело передать.

Династия мастеров

Династию Кучеровых начал еще дед Ильи, в честь которого его и назвали — Илья Мефодиевич. После войны он столярничал в Красноярове: делал мебель, ставни. Кое-где в селе до сих пор сохранилась его работа. Трое его сыновей — Владимир, Григорий и Сергей — пошли по стопам отца. Но уехали из деревни в Набережные Челны, где работали модельщиками на заводе — делали деревянные модели двигателей на КамАЗ. Оттуда на малую родину семья вернулась обратно в самом начале 90-х. А в 1991-м в Красноярове появилось «Дело Кучеровых».

— Мы поначалу взяли 200 гектаров земли. Нам территорию сразу дали, а полностью по документам оформили мы ее только два года назад, — говорит Сергей Кучеров. — Думали растениеводством заняться, коров разводить — даже взяли герефордов. Но они у нас чуть не передохли. Так мы с этой затеей и расстались. Людей не хватало и не хватало и тогда, и сейчас.

Про хобби и общение

«Единственное, чего мне не хватает, — общение», — говорит Илья Кучеров. Эта жажда действия и общения привела его к мысли о создании на хуторе экопоселения «Город солнца».

— Тогда нашлись единомышленники, но они все теоретики-романтики. А здесь ведь и условия не городские, и работать надо, — вспоминает Илья. — Здесь можно было бы организовать школу искусств: детей столярничать учить, делать сувениры. Но пока эта идея у меня немного поугасла.

Илья Кучеров — увлекающаяся натура, еще в 9-м классе он организовал в Красноярове дискотеку, которая жива до сих пор. Будучи меломаном, 10 лет он сам «диджеил» там, а сейчас этим занимаются его племянница и двоюродная сестра. Несколько лет назад возле хутора Кучеровы своими силами выкопали пруд — теперь летом ловят там карасей, а зимой катаются на коньках. У них есть еще магазинчик в селе и придорожное кафе на «федералке» — «Кафе у озера». Илья Сергеевич планирует построить там мини-гостиницу и мечтает, что там, когда траса «оживет», будут останавливаться иностранцы.

— У меня страсть к путешествиям, — говорит младший Кучеров. — Пока был только в Китае, но планирую в Европу съездить и на машине до Байкала. Все хочу зарегистрироваться на сайте клуба путешественников. Можно ездить в гости к тем, кто там зарегистрирован, и самому гостей принимать.

Про губернаторов

— К нам приезжал как-то губернатор Колесов, — вспоминает визит бывшего главы региона Илья Кучеров. — Он мне пообещал: «Дам вам 500 миллионов», а потом: «Нет, 300 дам — хватит?» А я в то время уже второй год оформлял документы на пять миллионов рублей. Говорил: «Езжайте в Италию, выбирайте оборудование». Мы почти было поверили.

Действующий губернатор, считает Илья, человек серьезный. При нем как-то и область ожила. «Я недавно ездил на рудник Маломыр — грандиозная стройка. И космодром тоже будет стройка века. Чувствуется, что пошло оживление», — говорит Кучеров-младший.

Про дневники

Есть у столяра Ильи Кучерова хобби, которому он верен уже больше 10 лет. С девятого класса школы он каждый год исправно ведет дневник. Покупает красивые ежедневники в поездках и методически заполняет их.

— Пишу каждый день — вот такая стопка дневников уже. Сегодня буду про вас писать, — смеется Илья Сергеевич. — Дневник у меня всегда с собой — стою в очереди или сижу в машине и пишу. Каждое воскресенье сажусь и читаю, что было год назад, пять и 10 лет назад. Анализирую — какая была жизнь, какой был я.

Возрастная категория материалов: 18+