Женщина живет на бегу, в постоянном стрессе. Работа не приносит ни удовлетворения, ни желаемой зарплаты, дети скатились на тройки, помощи от них не дождешься. В свои 35 она выглядит на 40, по любому поводу стала срываться на мужа. Ничего не успевающая Ирина — типичный пример современного человека и моя хорошая знакомая. С помощью умных книг и специалистов по тайм-менеджменту мы попытались помочь амурчанке обуздать время и заставить его работать на себя.

Найти баланс

— В нашей жизни есть неизбежные дела — это еда, сон, покупки, — объясняет Галина Чайкина, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры экономики и управления БГПУ, специалист по тайм-менеджменту. — Есть дела факультативные — спорт, хобби, есть обязательные — служебные обязанности, забота о родственниках. Много того, чем мы занимаемся по собственному желанию: разговоры, чтение, походы в кино. Нужно найти баланс между тем, что должны делать, и тем, что хотим. Но сначала необходимо высчитать, сколько времени уходит на тот или иной вид деятельности. Вы будете удивлены, когда узнаете, сколько ценных часов расходуется на обыденные вещи.

В течение недели Ирина по нашему совету каждый день поминутно описывала свои действия. Это нужно для того, чтобы понять, куда расходуется такой ценный стратегический запас, как время. «Сначала было немного муторно записывать — сколько минут я провела в ванной, а сколько потратила на уроки с детьми. Но потом стало даже интересно — я реально начала видеть, куда летит мое время», — призналась она.

Анализ дня

Выяснилось, что каждое утро больше полутора часов у амурчанки уходит на то, чтобы разбудить детей и мужа, приготовить завтрак и собрать всю семью на работу и в школу: поиск нужных вещей, экстренная глажка, штопка дыр, сбор документов для работы и портфелей детям и т. д. Просто жуткое количество времени тратится на болтовню с коллегами: пошла в соседний кабинет налить кофе и «зависла» там на час. И так несколько раз в течение дня, плюс периодические ответные визиты сослуживцев.

— Настоящим открытием стало то, что много времени я трачу ни на что! Шла на кухню — остановилась перед телевизором и досмотрела кусок какой-то передачи. И ничего толком не поняла, и 15 минут потеряла. Могу зависнуть на полчаса за спиной мужа — наблюдаю, как он работает за компьютером. По часу уговариваю детей заняться уроками — хожу за ними, ругаю, забираю игрушки…

Список жизненных целей

Домашний тайм-менеджмент ничем не отличается от рабочего. Главное — наметить цель и планомерно к ней идти. На листе бумаги Ирина выделила пять сфер жизни, которые для нее важны: дети, работа, семейные отношения, красота и здоровье, отдых. У других это могут быть и общественная деятельность, и путешествия, и религия — у всех свои приоритеты. В каждой сфере необходимо наметить цели — то, чего вы хотели бы добиться. Распишите цели на год, месяц, неделю, затем разбейте их на задачи или, другими словами, шаги. И перед вами появится конкретная картина — к чему стремиться и как этого добиться. Оставайтесь реалистами: задачи, которые вы ставите, должны быть реальными, иначе вы обрекаете себя на заведомое поражение.

— Следуя советам, в сфере «Дети» я наметила долгосрочную цель — чтобы дети получили хорошее образование. Шаги получились следующими: ежедневный контроль уроков — не менее часа, записать дочь на курсы английского в сентябре, а сына в математический кружок, — делится первыми успехами Ирина. — Цель «Хорошо выглядеть» я также разделила на шаги: каждое утро делать зарядку в течение 15 минут (подобрать нужный мне комплекс упражнений), раз в три месяца посещать косметолога, по воскресеньям ходить всей семьей в бассейн. В работе моя основная цель «Увеличение заработной платы». Для этого мне необходимо привлекать ежемесячно как минимум двух новых клиентов в фирму и не потерять старых. Крупные цели я разделила на этапы, их — на ежедневные мелкие шаги и запланировала в блокноте. Включила все значимые для себя дела — и глаженье белья, и уроки с детьми, и походы к врачам, и даже романтические свидания с мужем. Для каждого занятия установила время и сроки исполнения.

Не стоит расписывать важными делами свой день «под завязку». Не забывайте и об «обыденности» — времени на магазины, еду, сборы на работу. Стоит планировать и свой отдых: кино, каток, чтение или вязание. Ведь наше душевное состояние и психическое здоровье также важны в достижении целей. Планируйте только 60% своего дня, остальные 40 оставляйте на «непредвиденные расходы» и форс-мажор.

Ловушка активности

Каждый из нас может припомнить, когда он активно занимался ерундовыми, по сути, делами, а в это время более важные копились и превращались в снежный ком.

— Я часами могу заниматься семейным фотоархивом — систематизировать по категориям: год, место, лучшее… Перекидываю фотографии из одной папки в другую. А приступить к глажке белья силы духа не хватает: ведь там такая огромная куча! — замечает Ирина. — В итоге я глажу в режиме бешеной савраски: по утрам, перед работой, когда вижу, что надевать уже нечего!

Таких примеров десятки: вместо того чтобы начать писать отчет, мы в десятый раз наводим порядок на столе; малодушно пропускаем занятие в тренажерном зале и смотрим познавательную передачу об ожирении и гиподинамии; не идем на прием к стоматологу (хотя зуб уже почернел), а с видом глубочайшей занятости полируем хрустальный сервиз.

— Часто мысль о трудном деле вызывает страх, что мы не сможем с ним справиться. И человек направляет усилия на улучшение старых дел, на ненужные пустые дела, которые не ведут к нашим целям, но получаются легко и результат виден сразу же, — уверяет Роман Муравьев, управляющий партнер консалтинговой группы «4 секрета».

Это иллюзия работы, трусливое, хоть и завуалированное бегство. Но в итоге важное, но не срочное дело может в момент перерасти в катастрофически срочно важное — отчет сдавать завтра, а у вас ни одной цифры на листе; Новый год на носу, а вы в платье не влезаете; от зубной боли глаза на лоб лезут, зато сервиз сверкает…

Как экономить время

Делайте каждый день хоть что-то, что продвигает вас к осуществлению жизненных целей. Но как высвободить время? Первым делом нужно найти в себе мужество и отказаться от необязательных или бесполезных действий. Например, утренняя чашка кофе, прежде чем приступить к работе, чтение не имеющего к делу интернет-сайта, получасовой разговор с коллегой могут быть исключены полностью.

— Однако некоторые такие бесполезные дела могут доставлять комфорт. В таком случае нужно просто сократить потраченное время, а не отказываться от занятия полностью, — советует Галина Чайкина. — Можно пить кофе, попутно принимаясь за работу, а не с коллегами за веселыми разговорами. Или разбирать фотоальбомы не час, а 20 минут.

Каждый раз спрашивайте себя: «А мне обязательно нужно это делать? Это дело продвинет меня к моей цели? А это может сделать кто-нибудь другой?»

— Женщины, которые говорят, что им не хватает времени на себя — на свои хобби, на занятия фитнесом или встречи с друзьями — просто не умеют планировать свое время. Или боятся делегировать некоторые обязанности. Часть домашней работы могут делать члены вашей семьи, — замечает специалист по тайм-менеджменту. — Муж вполне способен позаниматься с детьми, пока вы на полтора часа убежали вечером в спортзал. Если правильно заинтересовать ребенка, то он сам уберет свои игрушки, а вы в это время приготовите одежду на завтра — и погладите, и заштопаете.

Перераспределить занятия так, чтобы время использовалось более эффективно. Едете на встречу в автобусе — читайте вырезки из журналов или планируйте дела на следующий месяц. Звоните по телефону — одновременно выполняйте упражнения для шеи или глаз. Моете посуду — разучивайте с ребенком стишок или слушайте аудиокурс по английскому. Доводите начатое дело до конца, делайте все сразу и хорошо — чтобы потом не пришлось тратить время на переделывание.

Возрастная категория материалов: 18+