Обаятельный врун Кречинский кого угодно обратит в свою веру.Обаятельный врун Кречинский кого угодно обратит в свою веру.

Классический сюжет о пройдохе-сердцееде, мечтающем сорвать куш, женившись на богатой дурочке, по-прежнему современен. Это еще раз доказал Амурский театр драмы, пригласивший зрителей на премьерный спектакль «Свадьба Кречинского» в постановке приморского режиссера Юрия Гончарова.

Сюжет, рассказанный Сухово-Кобылиным еще в середине 19-го века, традиционен для русской драматургии. Добропорядочный помещик желает удачно выдать замуж красавицу-дочку, но Лидия влюбляется в пускающего пыль в глаза проходимца Кречинского. Да и как не влюбиться — если поклонник Лидии Нелькин приходит с огромной корзиной цветов и скромно ставит ее у входа, то Кречинский является с крошечным букетиком, но преподносит его так, будто за эти невзрачные цветочки заплачено состояние.

В классическом образе игрока и сердцееда Михаила Кречинского молодой артист Руслан Марков чувствует себя уверенно. Это красавец-мужчина, игрок по-крупному, который привык и рисковать, и пить шампанское. Харизматичный и обаятельный, он умеет очаровать любого — от благородного папаши невесты до узбека-гастарбайтера в его доме. И попробуйте устоять перед напором красноречивого Кречинского! Тем более что порой этот Остап Бендер из 19-го века увлекается настолько, что сам себе верит. Лидочка для него — это миллион рублей приданого. А деньги — это шанс сесть за рулетку и рискнуть по-крупному. Его, конечно, пугают возможные бесчестье и тюрьма, но шанс отыграться туманит голову. И остановиться он уже не может. В этом его трагедия, которую подчеркивает режиссер.

— Когда у человека был шанс зажить новой жизнью, а он его упустил, и невозможно ничего исправить — вот в чем современность этой истории, — говорит режиссер Юрий Гончаров. — Кречинский прекрасно понимает, что ему придется расплачиваться за свою жизнь, за свои поступки, но он сам избрал этот пагубный путь. Это ошибка, за которую платят все.

Режиссер из Владивостока Юрий Гончаров придал классическому сюжету современный ритм, усиливающий звучание пьесы. Это и появившиеся в спектакле обманутые невесты, гоняющиеся за Кречинским, и гастарбайтеры а-ля «Наша Russia», ставшие неотъемлемой частью пейзажа в доме Муромских. В них, как в кривом зеркале, отражается происходящее в доме помещика сватовство, что усиливает комедийную линию спектакля.

Узбеки не столько ремонтируют, сколько невольно комментируют события — даже поеданием лапши «Доширак», когда хозяева дома обсуждают вкусы современных женихов. Ремонт затеяла тетушка Лидии Атуева (Ольга Васенина), которая гонится за внешним лоском, чтобы все было как в лучших домах. Тетушка ищет свою выгоду — она подпала под эротическую власть Кречинского и мечтает заполучить его не только в дом, но и в постель.

Красавица Лидочка (Юлия Стафиевская) быстро перенимает у глубоко порочной тетушки опыт общения с Кречинским и из неумеющей сдерживать эмоции влюбленной девчонки к финалу спектакля превращается в опытную кокетку. Лидия в исполнении Юлии Стафиевской — это не наивная простушка, это «тургеневская девушка», склонная к самопожертвованию, умеющая все понять и простить. Современная жесткость и цинизм, транслируемые Кречинским, коснулись ее души, но не сожгли ее. И в финале она оплакивает свою так странно окончившуюся любовь.

Жених Лидии Нелькин (Олег Бойко), понимающий, что Кречинский — мошенник, действует против него так же жестко. Он борется за свое счастье. И хочется, чтобы он был счастлив — чтобы Лидочка стала его женой не от позора и безысходности, а действительно полюбила его. Но простит ли он — еще вопрос.

В традиции своего амплуа решен образ благородного отца (заслуженный артист РФ Роберт Салахов). Папаша сразу тает, как только видит радость или слезы своей дочери. Он все понимает в хозяйстве, но, как деревенский житель, не искушен в столичных интригах, поэтому и он легко ведется на хитрости Кречинского.

Впрочем, о каждом из героев этого спектакля хочется сказать несколько добрых слов, потому что артисты не просто играют свои роли, а создают запоминающиеся образы. Будь то смешной, порой превращающийся в клоуна сподвижник Кречинского Расплюев (Юрий Егоров),

хитромудрый, себе на уме, слуга Федор (народный артист Бурятии Евгений Тихомиров), жадный еврей-ростовщик Бек (народный артист РФ Владимир Матвеев) или изнуренный похотью своей хозяйки Атуевой слуга Тишка (Максим Клепалов). Не зря считается, что классический репертуар для артистов — это своего рода ревизия их творческого состояния. «Свадьба Кречинского» показала, что очередное испытание классикой пройдено успешно. В чем предлагают убедиться зрителям.

«Расплюев — он очень русский»

— В «Свадьбе Кречинского» я играю Расплюева, верного помощника Кречинского, — говорит артист Юрий Егоров. — Как у многих классиков, у Сухово-Кобылина фамилии героев говорящие. О такой роли мечтает любой актер. Она разноплановая, и даже бенефисная. Шутки сами по себе смешны, а если подкрепить актерской игрой — можно сделать «конфетку». Расплюев — он такой очень русский. Это до нитки проигравшийся игрок, погрязший в долгах, придавленный обстоятельствами. Он пытается выбраться из этой ямы, зацепиться за какой-нибудь край, то есть надежда в нем еще живет. Но по большому счету — он уже на дне. По школе Станиславского, даже играя последнего подлеца, я все равно ищу в нем положительные моменты. И у Расплюева такие моменты есть, где он настоящий, где он хочет, чтобы его и пожалели, и похвалили, и признали, а не гнали или били, как собаку.

Театр драмы ждет режиссера из США

Директор Амурского театра драмы Татьяна Бедина сегодня отправляется в Киев на премьеру спектакля «Урус-шайтан (Байка про Сирко, кошевого атамана, шевалье д’Артаньяна и турецкого султана)». Этот спектакль по собственной пьесе поставил в Национальном театре имени Ивана Франко режиссер из США Игорь Афанасьев.

Как стало известно АП, цель визита директора Амурского театра драмы в столицу Украины — переговоры о возможной гастрольной поездке нашего театра в Киев и гастролях киевского театра имени Ивана Франко в Благовещенске. Кроме того, амурский театр драмы был бы рад дальнейшему сотрудничеству с Игорем Афанасьевым, речь пойдет и о его приезде и постановках в Приамурье. Напомним, режиссер из США Игорь Афанасьев родился в Амурской области. На свою малую родину его привела «Амурская осень» год назад. Познакомившись с Амурским театром драмы, режиссер приехал в Благовещенск, чтобы поставить два спектакля. Один из них, «Искатели счастья», амурские артисты в июне показали в Нью-Йорке.

Возрастная категория материалов: 18+