Энергия в генах

На Райчихинской ГРЭС за полвека выросла целая династия

Накануне войны семья Белан оказалась в опале. А в 50-е вместе с другими амурчанами она «поднимала» Райчихинскую ГРЭС на ноги. Неизвестно, за что семью с девятерыми маленькими детьми выслали в Сибирь, а потом «простили». Но такая закалка помогла им вырастить целую династию энергетиков.

Сибирская закалка

С учебниками под мышкой девятилетний Степка Белан после уроков спешил домой. Его большая семья — отец, мать, восемь братьев и сестер — жили тогда в селе Григорьевка Октябрьского района. Еще у калитки мальчик почувствовал неладное, а войдя в дом, увидел рыдающую мать. Сквозь крики и причитания домашних Степка расслышал лишь одно слово: «высылка». За что многодетную семью Белан выслали в Сибирь? — на этот вопрос четкого ответа нет и по сей день.

— Доехали мы до станции Новосибирск, как было предписано, и остановились в Калачинском районе, — вспоминает Степан Григорьевич. — Два с половиной года не жили, а перебивались. Родители все писали письма в Кремль с просьбой разрешить нам вернуться в родные края. И в 1940-м мы вновь оказались в родной Григорьевке. Наше жилище нам так и не вернули. Пришлось построить что-то похожее на дом — землянку.

Учиться в школу Степа больше не пошел, нужно было помогать семье. Шесть классов по тем временам было неплохим образованием. И в 12 лет он работал на лесозаготовке, в период посевной — на жатке, а когда началась Великая Отечественная война, Степана перевели на комбайн. В качестве помощницы ему определили Ульяну Печка.

— Мы ведь по соседству с нею жили и вроде не замечали друг друга, а как вместе работать стали, так глаза мои и открылись, — продолжает Степан Григорьевич. — Ульяна была докой: сшить, сварить, связать — не проблема, комбайн отремонтировать — пожалуйста!

В 1946 году Степан и Ульяна поженились. Вскоре родилась дочь Галина, затем — сын Виктор. А потом три года глава семейства отслужил в армии. Когда вернулся домой, на семейном совете решили, что необходимо ему выехать из села и устроиться на работу. Так в 1952 году Степан Белан отправился на станцию Холодный Ключ, где проработал больше года зольщиком на электропоезде. Семье дали маленькую комнатку в большом холодном бараке. Здесь родился их третий ребенок — сын Николай.

— В тесноте, да не в обиде, обязательно все изменится к лучшему! — подбадривала мужа жена в тот трудный год.

Жизненная стройка

«Лучшего» долго ждать не пришлось. В декабре 1953 года в Прогрессе вводились в эксплуатацию два котлоагрегата и два турбоагрегата Райчихинской ТЭЦ. Со станции Холодный Ключ Белана перевели на ТЭЦ поселка кочегаром котельной (Райчихинская ТЭЦ в 1969 году была переименована в Райчихинскую ГРЭС. — Прим. АП).

— Двухкомнатную квартиру предоставили сразу — в деревянном доме по улице Райчихинской, — рассказывает Степан Григорьевич. — После комнаты в бараке она казалась огромной, светлой и просторной. Радости-то сколько было! Здесь родился самый младший ребенок Александр.

Вначале Ульяна Леонтьевна устроилась на стекольный завод, а потом, по ходатайству мужа, тоже перешла работать на теплоэлектроцентраль. Степан Григорьевич быстро набирался производственного опыта. С 1 февраля 1959 года его назначают на должность машиниста котла котельного цеха, а в июле 1967 года он стал начальником смены топливно-транспортного цеха. Такую характеристику ему дали тогда: «Трудолюбив, требователен к себе и к своим подчиненным». Поэтому его смена в социалистических соревнованиях занимала всегда призовые места.

Кроме основной работы, Степан Григорьевич занимался общественной деятельностью. Он неоднократно избирался председателем цехкома профсоюза, был редактором цеховой стенной газеты. Времени у него хватало на все. И дом построил, и дерево посадил, и детей вырастил, и внуков поднял!

«Семь Я»

О семье Белан разговор особый. Хотя Степан Григорьевич считает, что ничего особенного, а тем более героического в его семье не было. Жили как все, работали на совесть, растили четверых детей и стремились, чтобы они были сыты и здоровы.

— У мамы всегда было наварено, настряпано, к зиме навязаны варежки и теплые носки, сшиты платья и рубашки, — вспоминает старшая дочь Галина Степановна Свиридовская. — Когда строился дом, она наравне с отцом клала бревна, а вечером помогала нам делать уроки, имея образование всего четыре класса.

В 1966 году, окончив среднюю школу, Галина захотела пойти работать на Райчихинскую ТЭЦ в химцех. Отец подсказал и не обманул. Работа в лабораториях была настолько интересной, что сорок лет пролетели как один день. Здесь на предприятии она встретила и свою судьбу Геннадия Михайловича Свиридовского, который работал в то время фрезеровщиком в цехе центрального ремонта. После окончания техникума, его назначили мастером цеха.

После Галины на это же предприятие пришел брат Виктор, устроился машинистом котельной 2-й очереди. К сожалению, нелепое падение с высоты рано оборвало его жизнь. Привел отец на родное предприятие и среднего сына Николая. Но работа на РГРЭС оказалась не для него: он бредил дальними дорогами, машинами. И сегодня работает водителем в ПМК. А младший сын Александр устроился на «Амурдормаш».

В 1983 году Степан Григорьевич Белан вышел на пенсию. Но верит, что подрастающие внуки обязательно станут продолжателями династии энергетиков. Все по своим местам и случай расставил.

— В школе, где учился Александр, сожгли классный журнал, а крайним остался мой сын, — рассказывает Галина Степановна. — И пришлось ему доучиваться в «вечерке». Дед к внуку был суров: «Не захотел учиться, как все нормальные дети, значит, пойдешь работать».

Александра Свиридовского приняли на работу учеником слесаря механосборочного цеха ГРЭС. Отсюда он ушел в армию. А в 1996 году, демобилизовавшись, снова вернулся в родной цех. Сегодня он слесарь 5-го разряда. В том же году на РГРЭС устроился и его брат Сергей слесарем по обслуживанию оборудования в топливно-транспортном цехе. Тут уже бабушка с дедушкой порадовались за внуков.

— Я очень горд, что моя семья связала жизнь с Райчихинской ГРЭС, — говорит основатель династии энергетиков Степан Григорьевич Белан. — Котел — не станок, его не остановишь. А это значит, на работе ты должен быть дисциплинирован, отвечать как мужчина и как профессионал за каждый свой шаг.

В 2005 году ушла из жизни его супруга Ульяна Леонтьевна. Степан Григорьевич сегодня остается связующим звеном большой и дружной семьи Белан — Свиридовских. На День энергетика она по традиции вновь собралась за большим столом. Ведь это их праздник — профессиональный праздник всей семьи!

Возрастная категория материалов: 18+