Фото: Валерия АникинаФото: Валерия Аникина

Профессор Николай Шиндялов в БГПУ поднялся по карьерной лестнице от студента до доктора наук.

Корреспондент «Амурской правды» прогулялся по коридорам педуниверситета и вместе с его маститыми выпускниками попытался отыскать очевидцев богатой истории развития вуза.

Ступени истории

Пролеты металлической лестницы, немого свидетеля вековой истории педагогического образования на Амуре, местами отполированы до зеркального блеска. Они помнят легкую поступь гимназистов времен Российской империи, уверенные шаги строителей коммунизма на Дальнем Востоке и скорый шаг российских студентов.

Профессор Николай Шиндялов поднимается по ступеням главной лестницы пед-университета почти каждый день на протяжении вот уже 60 лет. «Сколько уж дорог пройдено, сколько ступенек исхожено, а для меня это по-прежнему как родной дом», — говорит нам Николай Антонович.

Оно и немудрено — ныне доктор наук и самый маститый амурский историк впервые открыл двери Благовещенского пединститута в августе 1948 года. В столицу вновь образованной Амурской области, поступать в пединститут, Николай Шиндялов приехал из северного Сковородинского района, где окончил местное педучилище и два года трудился учителем и завшколой.

— Это были первые послевоенные годы и был очень интересный состав студентов. Преобладали люди в гимнастерках. Что меня поразило, когда я поступил, это то, что здесь мне встретились удивительно хорошие люди, — вспоминает профессор Шиндялов.

Институт тогда не насчитывал и пятисот человек, в нем было меньше сотни преподавателей. «Но какие это были люди!» — восхищается Николай Антонович и по имени-отчеству перечисляет всех бывших наставников.

Восстание из пепла

Нынешнее здание БГПУ не всегда имело такой облик. До начала 60-х годов оно было трехэтажным. Четвертый достроили после большого пожара, случившегося ночью 6 ноября 1960 года. Какой-то подонок бросил окурок в урну с бумагой. Пожар заметили поздно из окон общежития напротив. Подтянулись огнеборцы, приехал мощный водовоз, но остановить огонь было уже нельзя.

Пожар уничтожил все деревянные конструкции, сгорели многие учебные пособия и рукописи, уцелели лишь биб-лиотека, закопченные стены и та самая металлическая лестница.

Возрождали альма-матер из пепла всем миром — на стройке работали ректор, студенты, преподаватели, простые горожане. На то, чтобы восстановить здание, понадобилось два года. Амурский архитектор Александр Эльясберг создал проект, по которому здание, став на этаж выше, сохранило традиционный облик. Чуть позже к нему добавился и новый корпус «Б», в котором разместился естественно-географический факультет и факультет иностранных языков.

«Споров, кто лучше, не было»

Выпускник физмата Федор Вивдич пришел в пединститут за два года до старта начала эпохи космического романтизма, полета Гагарина в космос. Как раз в 60-е в стране разгорелся спор о том, кто лучше — физики или лирики? Однако, вспоминает Федор Моисеевич, в БГПИ на этот вопрос нашли свой оригинальный ответ.

— Знаете, не было у нас такого противостояния. В те годы все было совместно, такая дружная компания была, особенно мужская. Мы учились с Борей Сапуновым, Сашей Филоненко, Толей Деревянко, были одной компанией, — признается Федор Вивдич.

Нынче Федор Моисеевич — кандидат наук, работает в БГПУ проректором по вечернему и заочному образованию. В одной из лабораторий педуниверситета он проводит для нас мини-экскурсию по собранным здесь образцам техники.

— Это вот наше поколение — генератор стандартных сигналов, это осциллограф, мы на таких тоже занимались. Девяносто процентов приборов здесь рабочие, но, конечно, многие из них уже не используют, — признается наш экскурсовод.

На другой стороне лаборатории уже современные установки. Вуз постоянно закупает новейшее оборудование. То, что в БГПУ студентам дают современные знания, подтверждают и работы сотрудников, создающих роботов и прогрессивные киберсистемы.

— Конечно, по уровню укомплектованностью оборудованием нам далеко до Запада. Отставание перед ними пока есть. Но отставание не идей и не теорий, — резюмирует Федор Вивдич. — Есть и революционные идеи, есть очень хорошие ребята — наши студенты и выпускники, которые умеют работать на высоком уровне и руками, и мозгами.

Возрастная категория материалов: 18+