В социальный приют попадают дети, нуждающиеся в реабилитации, а не в новых травмах и стрессах.В социальный приют попадают дети, нуждающиеся в реабилитации, а не в новых травмах и стрессах.

Днем раньше та же самая воспитательница собрала детей в спортзале и выставила одну из девочек перед всеми. В категоричной форме она потребовала, чтобы дети не общались с этой воспитанницей за ее недостойное поведение.

Выяснив, что произошло, директор за эти два эпизода объявила воспитателю выговор. Педагог не согласилась с дисциплинарным взысканием. По ее просьбе трудовая инспекция провела проверку и тоже не усмотрела в действиях воспитателя особых нарушений. Тогда директор приюта подала иск в суд уже в отношении областной Госинспекции труда. Благовещенский городской суд, рассмотревший дело на днях, пришел к выводу, что выговор был вынесен обоснованно. На чьей стороне правда в этой непростой истории, попытался разобраться корреспондент АП.

Новый директор

Зейский социальный приют «Солнышко» создан два года назад, сейчас в его стенах 30 детей от 4 до 17 лет. Дети здесь пребывают временно, в ожидании, когда их переведут в интернаты или приемные семьи либо когда образумятся их собственные родители и заберут домой.

Татьяна Юрьевна Молодцова стала директором приюта в июне прошлого года. Первое впечатление оказалось двойственным. В материальном плане все вопросы решались легко: министерство соцзащиты быстро выделяло средства и на ремонт протекающей кровли, и на покупку стиральных машин. Найти общий язык с коллективом оказалось сложнее.

От каждого воспитателя был затребован план работы, что сразу вызвало негативную реакцию. Не устроил директора и график работы подчиненных. Смена дежурного воспитателя длилась 12 часов. За это время сотрудник, работая с трудными детьми (а дети действительно трудные — этого никто не отрицает), сам накапливал стресс. И директор очень часто обнаруживала подчиненных собиравшимися в методическом кабинете на посиделки. Смены сократили до шести часов, чтобы все эти часы педагоги были неотлучно при детях. На зарплате это не сказалось. Кроме того, директор заметила, что некоторые воспитатели применяют недозволенные методы. Она увидела, что дети вместо реабилитации получают новые стрессы и травмы.

Опекаемых вернули в приют

Директор уверена, что с выговором воспитателю она не погорячилась. Потому что за Надеждой Ивановной (имя воспитателя изменено. — Ред.) были замечены и другие непедагогические моменты.

— Однажды я услышала пронзительный крик ребенка во время сончаса. Пришла и увидела, что воспитатель заставляет ревущего дошколенка идти в комнату к старшим детям, чтобы они его утихомирили, — рассказывает Татьяна Юрьевна. — Пришлось вмешаться в конфликт. Мальчишку надо было всего-то уложить в кроватку и по спинке погладить, чтобы он успокоился. Другой раз мальчика, инвалида по зрению, воспитатель отправила на пробежку на школьный стадион, чтобы он сбросил излишки энергии и не мешал другим детям после отбоя.

И еще один факт жестокого отношения воспитателя к детям приводит директор. Надежда Ивановна брала в семью под опеку двоих мальчишек из приюта. Но через полгода вернула их государству.

«Истязают себя или прыгают со шкафа»

— Да, я их вернула — за воровство, — Надежда Ивановна этого факта и не скрывает. — А вы бы как поступили, если бы у вас из сейфа пропали 12 тысяч? И ежедневно из карманов и сумок деньги исчезали. Все подробности об этой семье и о детях мы узнали уже после того, как оформили опекунство.

Очень странное заявление от воспитателя приюта, где есть (по крайней мере, должны были быть) реабилитационные карты на детей с данными об их семьях и их личных проблемах.

Тем не менее Надежда Ивановна, работающая в «Солнышке» с момента основания приюта, говорит, что свою работу любит и трудится не за деньги, а за любовь детей — когда они ходят хвостом, заглядывают в глаза, называют мамой, считают дни до ее выхода из отпуска — ну как можно их предать или обидеть?

Нестандартные ситуации случаются часто, потому что и сами дети нестандартные, а как в этих ситуациях действовать, ни в одной инструкции и даже в Конвенции по правам ребенка не прописано. Причем действовать-то надо быстро.

— Мальчик, которого я грозилась отвести на сончас к старшим детям, выработал тактику — привлекать внимание взрослых всеми способами, — пытается объяснить свои методы воспитания Надежда Ивановна. — Он не просто скачет, он может и спокойно лежать, но при этом руки свои расковыривает до крови, может истязать самого себя. Как это пресечь? В старшей группе у него есть двоюродная сестра, которую он боится. Вот я и сказала: пойдешь к сестре, пусть она тебя унимает.

Психологи это называют переадресацией проблемы. Если человек не может разрешить ситуацию сам, он ее перекладывает на кого-нибудь другого или винит обстоятельства. С девчонками, которых заставили приседать, получилось почти то же самое. Вот как та августовская история выглядит с точки зрения воспитателя:

— Это случилось в промежуток между 9 и 10 часами вечера. Засыпают у нас дети обычно плохо. А тут в комнату поступила новенькая. По ее предложению девчонки начали забираться на шифоньер и прыгать с высоты сначала на кровати, потом на пол. На мои замечания они не реагировали. А если бы они покалечились? Я посчитала, что если у новенькой много энергии — пусть приседает. Разве спорт кому-то вредит?

Буквально на следующий день дошколята рассказали Надежде Ивановне, что двое деток из их группы, как бы это мягче сформулировать, занимались сексом. Сначала 9-летняя девочка показала им процесс на раздетых куклах, а потом увела детей в кусты и заставила все повторить в реальности, в окружении другой малышни.

— Как я должна была реагировать? — недоумевает Надежда Ивановна. — Я собрала детей и попросила старших смотреть, чтобы эта воспитанница к дошкольникам даже не приближалась. Я не говорила, что с ней никому нельзя дружить, речь шла только о малышах, чтобы она их больше ничему такому не учила.

«Нужно просто переключить детское внимание»

И руководитель, и аппарат уполномоченного по правам ребенка Амурской области расценили действия педагога именно как методы воспитания, связанные с психическим и физическим насилием над личностью. С этим мнением согласился и суд, оставивший в силе объявленный директором выговор.

Как должен поступать воспитатель в нестандартной ситуации? «Как бы вы поступили в этих случаях?» — спросила я директора.

— Переключить внимание детей, не желающих спать, можно и без приседаний — они уже умеют читать, можно дать им книжку или побеседовать, — говорит Татьяна Юрьевна. — Тем более что не всем детям показаны физические нагрузки. С девочкой, которая получила стресс в результате того, что ее выставили перед другими детьми, должны работать психолог и другие узкие специалисты. Поэтому воспитатель должна была в первую очередь поставить в известность руководство. Ребенок нуждался в помощи, а вместо нее получил еще одну травму. Это методы, не достойные педагога специализированного учреждения.

Но есть и другие способы воспитания, которые уже дали результат в «Солнышке». Когда Татьяна Молодцова только возглавила приют, она поразилась беспорядку в комнатах детей. Каждое утро директор лично делала обход и на большом плакате выставляла оценки за чистоту. Победившей комнате на общей линейке вручили подарок — набор игр. Теперь так и повелось — награда за чистоту вручается регулярно, а комнаты по утрам проверяет уже не директор, а детская комиссия. И везде порядок.

«Будем ставить вопрос об увольнении»

— Мы осуждаем подобные методы воспитания детей в государственных учреждениях и считаем, что они не только противозаконны, но и нарушают все нормы человеческой этики и морали, — прокомментировала АП Наталья Третьякова, помощник уполномоченного по правам ребенка в Амурской области. — Законодательство РФ в отношении детей, международные правовые акты, в том числе Конвенция по правам ребенка, гарантируют защиту детей от всех форм физического и психологического насилия. Данные методы наносят вред психическому здоровью детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети, подвергшиеся насилию в семье, к сожалению, не получают гарантий от наносящих вред методов воспитания и в государственных учреждениях. Мы считаем возмутительным фактом, что такие методы применяются должностным лицом — воспитателем, который, согласно инструкции, должен отвечать за жизни и здоровье детей. Считаем, что воспитатель должен подвергнуться не только дисциплинарному взысканию, мы будем ставить вопрос об увольнении педагога.

Возрастная категория материалов: 18+