Вахтовый ветер над сопкой

Нефтепровод на севере Приамурья начали строить еще пять лет назад. Именно здесь прошли первые километры трубопровода, который коренным образом изменил жизнь многих районов. Напомним, сварка первого стыка нефтепровода на территории Дальнего Востока состоялась в октябре 2006 года недалеко от Тынды — в торжественной обстановке, с приглашением высоких гостей. Спустя годы начало строительства новых объектов ВСТО уже не вызывает такого ажиотажа, хотя по своим масштабам эти события ничуть не уступают предыдущим. Так, начало строительства НПС № 20 в Тындинском районе в сентябре 2010 года осталось незамеченным.

— Существующая инфраструктура нефтепровода ВСТО позволяет в год перекачивать от Тайшета до Сковородина 30 миллионов тонн нефти, 15 из которых идет в Китай, а другая половина — по железной дороге в порт Козьмино Приморского края. Но с вводом второй очереди нефтепровода от Сковородина на восток этой мощности будет недостаточно, поэтому и было принято решение построить дополнительные НПС на уже работающем нефтепроводе, — рассказывает генеральный директор ООО «ЦУП ВСТО» Михаил Тарчан. — Строительство новых станций позволит обеспечить производительность трубопровода 50 миллионов тонн нефти в год с перспективой увеличения до 80 миллионов. Сегодня на почти 700-километровом участке первой очереди ВСТО работают две НПС — в Алдане и Сковородине.

Уже в следующем году на этом участке появятся еще две станции — в Тынде Амурской области и Большом Нимныре Республики Саха (Якутия).

Ставка на приезжих

В «Транснефти» принято называть нефтеперекачивающие станции по близлежащему к объекту крупному населенному пункту. Сами же НПС могут находиться в десятках километрах от города или поселка. Например, будущая НПС № 20 «Тында» строится в 30 километрах от северной столицы Приамурья и в 10 — от поселка Восточный. Такая удаленность связана прежде всего с безопасностью. Впрочем, при строительстве таких объектов делается все, чтобы свести внештатные ситуации до минимума. Так, чтобы избежать возможных наводнений и оползней, проектировщики выбрали одну из самых высоких точек в этой местности — вершину сопки.

Именно на высоте развернулась строительная площадка НПС № 20. Пронзительный ветер, сильные морозы создают экстремальные условия работы, но для строителей, которые приехали со всей России, это не помеха. Круглые сутки идет монтаж конструкций станции.

— Сейчас у нас на объекте работают более 350 человек, но уже через полгода число строителей может увеличиться в два раза. Это связано со сжатыми сроками: уже в конце 2012 года НПС должна быть сдана в эксплуатацию, — продолжает Михаил Тарчан.

Примерно 70 человек, занятых на строительстве НПС, — местные жители, которые работают на разгрузке оборудования в железнодорожном тупике и в карьере по заготовке щебня. Однако практически все работники все-таки приезжие — вплоть до повара и охранника. Таков выбор подрядчика, который сам решает, задействовать ему местное население или обходиться вахтовыми сменами.

— Как показывает практика, человек, который приезжает на объект за несколько тысяч километров, более дисциплинирован. А это в наших условиях — немаловажный фактор. К тому же большинство специалистов, занятых на объекте, уже работали на других подобных стройках и имеют соответствующую квалификацию, — объясняет представитель подрядчика. — В случае необходимости мы задействуем технику местных предприятий, берем ее в аренду, чтобы не везти через всю Россию тот же кран. Естественно, что на таких машинах работают местные жители.

Нефтяной город

Один из подрядчиков, который работает на сооружении зданий и конструкций станции, — ООО «Новоуральская промышленная компания» (НПК). Сейчас строители НПК ведут монтаж каркасов производственных зданий НПС, производят сварку резервуаров. На следующем этапе украинская компания «Гидромашсервис» и немецкая «Сименс» начнут установку оборудования.

— Нефтеперекачивающая станция разделена на три зоны. В первую входят здания магистральной насосной (здесь будут установлены мощные насосы и грязеуловители), компрессорной станции. Вторая зона — подсобно-вспомогательная, включающая в себя системы отопления, водоснабжения, станцию биологической очистки стоков, резервуары противопожарного запаса воды объемом 700 кубометров, — рассказывает начальник штаба строительства № 5 Алексей Морозов. — В этой же зоне будут корпус для ремонта оборудования, склад для хранения кислородных и пропановых баллонов, площадка для хранения и сжигания отходов, служебно-бытовое здание. Третья зона — жилая. Здесь будут построены общежитие на 40 мест, столовая. НПС будет полностью независимым от близлежащих населенных пунктов объектом. Например, для обеспечения водой будут пробурены артезианские скважины, для снабжения электроэнергией проведут отдельную линию от подстанции «Тында».

Единственное, от чего зависят строители, — это транспортная инфраструктура. С ней, как подчеркивают руководители, им очень повезло. В нескольких километрах от объекта имеется железнодорожный тупик, куда приходят вагоны с конструкциями, рядом здание бывшего деревообрабатывающего комбината «Шахтаум», который сейчас используется в качестве склада оборудования. И самое главное — это автомобильная дорога и мост через Гилюй, сданный в эксплуатацию в прошлом году.

Уже на этапе строительства НПС решаются вопросы с эксплуатацией станции. При выходе на проектную мощность здесь будет задействовано около 100 человек обслуживающего персонала, большая часть из них — местное население. Не исключено, что порядка 20 специалистов узкого профиля привлекут из других регионов.

— Если на строительстве вахтовый метод работы себя оправдывает, то в случае эксплуатации желательно, чтобы сотрудники жили в близлежащих населенных пунктах. Уже в этом году начнется набор людей для обучения в колледже с последующим трудоустройством на НПС, — рассказывают нефтяники. — Хотя тех же слесарей, водителей, электромонтеров обучать нет необходимости — их квалификации будет достаточно.

Нефтепровод решает демографические проблемы

Для Тындинского района нефтеперекачивающая станция станет одним из крупнейших производственных объектов, который обеспечит дополнительные налоговые поступления в местный бюджет. Не менее значимыми объекты ВСТО являются и для других районов Приамурья: Сковородинского, Магдагачинского, Шимановского, Свободненского, Серышевского, Белогорского, Ромненского, Октябрьского, Завитинского, Бурейского, Архаринского. По территории этих районов сейчас идет активное строительство второй очереди нефтепровода ВСТО. По словам властей, объект придает существенный импульс жизни сел, где последние десятилетия практически ничего не строилось. Ведь наряду с налоговыми поступлениями в поселковые бюджеты развивается торговля и даже решаются демографические проблемы: местные жительницы с радостью выходят замуж за приезжих нефтяников.

Возрастная категория материалов: 18+