Подорожание топлива бьет по рентабельности сельхозпредприятий.Подорожание топлива бьет по рентабельности сельхозпредприятий.

В начале февраля Владимир Путин потребовал от участников ТЭК пересмотреть ценовую политику, однако, по словам земледельцев, с тех пор пока мало что изменилось.

26 рублей за литр — такой ценник на дизельное топливо украшал автозаправки Благовещенска в начале недели. На этом фоне поводов для радости у сельхозтоваропроизводителей совсем немного. Еще в декабре солярка стоила на порядок ниже. Впереди посевная, а значит, пора запасаться ГСМ. Но крестьяне не торопятся, ждут рыночного «потепления».

Тем более что проблема замечена на самом высоком уровне. 9 февраля Владимир Путин провел совещание с участниками топливно-энергетического комплекса страны. По словам премьера, добыча нефти поднялась до рекордного уровня, а вместе с ней и цены, от которых больше всего страдает сельское хозяйство. Руководители ведущих нефтеперерабатывающих компаний тут же пообещали аппетиты умерить, но амурские крестьяне этого не почувствовали.

— Нам одной только солярки необходимо порядка 2,5 тысячи тонн, плюс 300 тонн бензина и масел. Но пока мы берем горючее лишь в небольших объемах для текущих нужд. Делать основательные запасы мешает слишком медленное снижение цены. Удешевление почти незаметно, и особенного «шевеления» на рынке не чувствуется, — рассказывает генеральный директор агрофирмы «Партизан» Геннадий Зражевский.

— В прошлом году мы закупали дизельное топливо в пределах 19 с небольшим рублей за килограмм, а летом его стоимость снижалась даже до 17 рублей, — добавляет фермер Александр Куксенко. — Во многом такие цены были возможны благодаря господдержке, по линии амурского минсельхоза. Сейчас нам вновь обещают подобные льготы, но вопрос еще на стадии решения. Поэтому не имеет смысла торопиться с закупкой дизельного топлива в больших объемах. Что будет, то будет, но надеемся, конечно, на лучшее.

По словам опытных земледельцев, стоимость топлива — самая болезненная и многолетняя проблема. Год от года она только набирает актуальности и все больше бьет по рентабельности производства.

— Раньше в расчете на натуральный продукт все выглядело следующим образом: за одну тонну сои мы могли купить три тонны солярки. Сегодня мы вынуждены отдавать две тонны сои за одну тонну солярки, — приводит нехитрые, но весьма показательные расчеты фермер Евгений Соколовский. — Мы понимаем, что в стоимость горюче-смазочных материалов закладываются расходы на ремонт и содержание дорог. Но ведь наша техника по дорогам не ходит, а значит, не наносит им ущерба. Почему мы должны покупать солярку наравне со всеми? Думаю, необходимо пересмотреть стоимость горючего для сельхозпроизводителей.

В то, что поставщики нефтепродуктов одумаются и в корне поменяют ценовую политику в пользу АПК, крестьяне особо не верят. Как возможный выход — переход на биодизельное топливо. В европейских странах и в южных регионах России горючее для тракторов делают из рапсового масла. Но выращивание такой продукции с точки зрения выгоды — процесс достаточно трудоемкий и сложный. Выпуск биодизеля под силу крупным, самодостаточным хозяйствам, и в Приамурье подобный метод, скорее всего, приживется не скоро. Пока же надежда на сдерживающую политику Правительства РФ и льготные поставки топлива за счет областной господдержки.

Мнение

Владимир Путин

Председатель Правительства РФ:

— Нужно создать надежную страховку от разного рода скачков, от немотивированного и ничем не обоснованного вздутия цен, а сам механизм ценообразования должен быть максимально прозрачным. В этой связи не могу остановиться на ситуации с ценами на дизельное топливо, тем более что это один из ключевых ресурсов для сельхозпредприятий, начавших весенне-полевые работы. Средняя цена на солярку в январе перевалила за 28 тысяч рублей за тонну. По данным Минэнерго и ФАС, получается, что более 50 процентов в увеличении цены приходится на так называемый фактор роста спроса. Именно этим объясняют рост цен представители нефтяных компаний. Не хотелось бы думать, что причина скачка цен такая банальная — просто грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль.

Возрастная категория материалов: 18+