От созерцания пернатого сообщества рябит в глазах.От созерцания пернатого сообщества рябит в глазах.

Галдят, галдят, галдят

От первого созерцания всего этого сообщества рябит в глазах. Кажется, пестрая масса в постоянном движении. Ходят по жердочкам, перепрыгивают на стены, топчутся на месте, перелетают, сбиваются в парочки, даже целуются… И галдят, галдят, галдят. Громкий щелчок пальцами — и сообщество замирает, уставившись многочисленными парами внимательных глаз на источник звука.

В этот момент параллельные жердочки, усеянные цветными пушистыми комочками, напоминают сюрреалистичную нотную книгу. Замешательство длится всего мгновение. После чего вновь нарастающий горластый гвалт. Зеленые, синие, голубые, даже белые с красными глазами альбиносы увлечены своей собственной веселой жизнью.

Разведение волнистых попугаев для Виктора Цвигуна дело привычное. Еще в 80-х годах прошлого века это увлечение занимало все свободное время и финансы.

— Я сам жил в общаге, а для попугаев пришлось отдельный дом купить, — с улыбкой припоминает хозяин пернатой гвардии. — Специально для них на секционной кухне собирал оставшуюся от соседских завтраков яичную скорлупу. Потом 90-е начались, в бизнес ударился, не до попугаев было. Когда все надоело, усталость от коммерции накатила, все продал, опять купил дом и ударился в разведение попугаев. Сегодня их у меня порядка 500 штук — это результат четырехлетнего труда.

Дневная светомаскировка

А начиналось возрождение хобби с нескольких пар волнистых попугайчиков, привезенных из Хабаровска. Потом пернатые скупались в Биробиджане, Благовещенске и где только можно. Нужно было сформировать костяк здоровой популяции. По словам Виктора, сегодня в центральных районах Приамурья купить проверенную птицу очень сложно. Недостаток зоомагазинов в районных центрах и в сельской местности сводят возможность выбора к минимуму.

Птицы, полулегально доставленные из Китая или западных регионов России, как правило, долго не живут. Их косят болезни — сказываются последствия длительной транспортировки. При этом спрос на неприхотливого веселого питомца довольно высок.

— Приходят, обращаются, просят. Приезжают из Архаринского, Бурейского районов. Иногда родители прибегают: дескать, кошка дома попугая съела, нужно срочно такого же подобрать, пока ребенок в школе, — продолжает Виктор. — В помещении с попугаями на окне плотная штора. Я ее опускаю, птицы думают, что ночь наступила, и прекращают всяческую активность. Захожу в клетку и спокойно подбираю по раскраске, размерам и другим признакам. Сейчас выбор большой — птицы на любой вкус.

«Вундеркиндер» за столом

Пока попугаи живут в двух подсобных помещениях. Одно из них прямо в доме и занято под «семейное общежитие». Там парочки высиживают потомство. Важный момент — кровосмешение близких родственников не желательно в интересах здоровья будущего потомства. У Виктора на этот счет целая система выработана.

Зато сам период ухаживания напоминает эпизоды из рыцарских романов. Самцы ходят за самкой, ухаживают, гладят клювами, потом парочки целуются и уже больше не расстаются. Бывают и драки за «даму сердца». В «семейном общежитии» специальные ящички, один из которых облюбует новая семья. Главное — чтобы таких ящичков хватало всем, а лучше было с избытком. Иначе не избежать межсемейных конфликтов за жилое помещение.

К услугам приболевших оборудованный лазарет — отдельная клетка с прогревающей лампой. Попугаи быстро привыкают к хорошему отношению.

— Когда я занимался разведением попугаев в молодости, у нас был один такой «вундеркиндер», который не боялся людей. Настолько привык к нам, что чувствовал себя полноправным членом семьи. Мы обедаем — он на столе крошки собирает. Дети вечером укладываются, он рядом на подушке пристраивается. Умел копировать наше поведение вплоть до манеры спать.

Пернатая общага

Несмотря на внушительное поголовье волнистых попугаев, Виктор все же не спешит ставить дело на коммерческие рельсы. Для начала необходимо оборудовать настоящий питомник. Под него освобождена бывшая теплица. Работа в разгаре: Виктор целыми днями стеклит, замазывает, цементирует помещение. Говорит, в этом «общежитии» должно быть сухо, просторно, светло и тепло. В принципе огород большой, констатирует хозяин питомника, если дело пойдет и спрос появится, то можно и дальше расширяться.

— Первоначальная задача, можно сказать, выполнена. Мы научились стабильно выводить попугаев в условиях Райчихинска. Теперь надо довести их поголовье до тысячи и более. Потом можно устраивать выездные выставки-ярмарки в населенные пункты. Думаю, сельские жители такой подход оценят, — рассказывает о планах Виктор Цвигун. — Почему именно волнистые? Они неприхотливы, просты и доступны по цене. Конечно, им нужны определенные условия, но их можно создать в любой квартире или в доме. Вы бы видели, как у детей глаза горят, когда дома появляется попугай. И лучше не видеть, как страдает ребенок в случае гибели своего питомца.

В этом плане как раз очень важно иметь в Амурской области собственный питомник, где птицы будут развиваться под присмотром специалистов. Будет гарантия, что попугай проживет не менее 7—15 лет.

— Могу с уверенностью сказать, что яркая дружелюбная птица в доме — это гарантия отсутствия у детей агрессии, подавленности и стрессов. Я в своей жизни ни разу не встречал эгоистов среди людей, которые держат попугаев! — заявляет Виктор Цвигун.

И в горе и в радости

За один раз самка способна снести до 12 яиц, однако высидеть удается лишь 4—5 птенцов. Малыши появляются на свет размером с фалангу пальца, но быстро крепнут, оперяются, набираются сил. Кстати, волнистые попугаи очень преданные супруги. Найдя однажды свою половинку, на других уже не обращают внимания. Если один гибнет, то второй всю оставшуюся жизнь может провести в одиночестве.

Цифра

3 кг кормосмеси в сутки съедают все постояльцы питомника

Возрастная категория материалов: 18+