90% продукции комбината остается в области, и лишь десятая часть уходит за ее пределы.90% продукции комбината остается в области, и лишь десятая часть уходит за ее пределы.

Поговорить о ценообразовании, модернизации производства, а также о способах выживания «Тепличного» АП пригласила директор предприятия Екатерина Потапчук.

Гневная реакция на прозвучавшую «на круглом столе» проекта «Народный контроль» фразу «Тепличный» продает огурцы хабаровчанам в два раза дешевле» (номер АП за 19 февраля) ждать себя не заставила. В редакцию позвонила Екатерина Емельяновна и предложила объективно разобраться в «овощной» ситуации.

— Вы говорите, мы продаем в Хабаровск в два раза дешевле?! Никогда такого не было! — возмущается директор «Тепличного». — Максимум, вот сейчас — на пять рублей дешевле, и то потому, что к стоимости огурцов для хабаровчан потом добавляется еще и доставка. Первые три дня месяца у нас машина отправляется в Хабаровск, а потом развозим овощи по области. Причем в районы продукция идет по заниженной на 10 процентов цене, так как там у людей маленькая платежеспособность.

Сейчас 90% продукции комбината остается в области, и лишь оставшаяся десятая часть уходит за ее пределы. Огурцы и помидоры «Тепличного» продаются в крупных хабаровских сетях супермаркетов и приносят предприятию доход. Причем амурские овощи в соседнем регионе — единственная альтернатива китайским, потому что своего производителя в крае нет.

По словам директора, им даже выгоднее было бы продавать хабаровчанам больше овощей, но «Тепличный» остается амурским производителем.

— Налоги мы в наш бюджет платим, а область в свою очередь нам помогает дотациями на тепло и электроэнергию, — говорит главный экономист предприятия Роман Саморуков. — Эти затраты после повышения тарифов в этом году составят 67% от общего объема расходов.

Областному правительству на комбинате благодарны, а вот на невнимание мэрии Благовещенска руководство, можно сказать, обижено.

— Та предпринимательница, которая обвиняла нас «на круглом столе» в том, что мы продаем Хабаровску в два раза дешевле, владеет самыми выгодными в Благовещенске точками по реализации китайской овощной продукции, — замечает Екатерина Потапчук. — А у нас всего четыре своих точки в областном центре — нельзя сказать, чтобы город нам сильно помогал.

На грани выживания

Чтобы не работать в убыток, «Тепличный» должен держать среднегодовую цену на огурцы не ниже 84 рублей.

— Чтобы выжить зимой, мы должны торговать по максимальной цене, — объясняет суровые законы рынка Роман Саморуков. — И весной не можем себе позволить очень низкую цену. Мы вынуждены поднимать стоимость и на праздники, когда вырастает спрос. Люди, которые ценят качество, берут наши овощи. Но есть такие предприниматели, которые однажды покупают наш товар, а потом по этим сертификатам продают китайскую продукцию. Китайцы — народ предприимчивый и даже специально выращивают похожие сорта. Но если нас проверяют — чуть ли не каждый огурчик, то, что в китайских овощах — неизвестно.

Тягаться с китайскими овощами в ценовом отношении амурским сложно. Поэтому комбинат делает ставку на разнообразие ассортимента. Осенью прошлого года здесь ввели вторую очередь салатной линии — в общей сложности на нее потратили около девяти миллионов рублей. Под нее отдали площади, которые раньше использовались под рассаду и цветы, но теперь амурчане, кроме салата, получают базилик, кориандр, мелиссу местного производства.

Интересную закономерность заметили местные специалисты — пока у китайских овощей была на нашем рынке конкуренция, цена на них держалась низкая. А как только амурские фермеры перестали массово выращивать морковь, капусту, свеклу, китайские производители установили более высокие цены.

— Я специально статистику поднимал: с 2001 по 2006 год китайская капуста зимой стоила от пяти до семи рублей за килограмм, а сейчас — 30. Они могут и дешевле продавать, но теперь нашей не стало — только китайская. Альтернативы нет. Так и с огурцами будет, — пессимистично прогнозирует Роман Юрьевич.

«Капризы» законов и природы

Чтобы повысить конкурентоспособность предприятия, нужно модернизировать производство. С этого года, например, помидоры начали выращивать без грунта и в специальных мешках, наполненных коковитом — веществом, в основе которого кокосовая стружка. Но выкраивать на новшества средства из скромного бюджета все труднее. С повышением в этом году социального налога с 14 до 21 процента от фонда заработной платы ежемесячные расходы предприятия выросли на 400 тысяч рублей.

Не радуют сотрудников теплицы природные «капризы», от которых, как оказывается, напрямую зависит урожай.

— В декабре прошли снегопады, в результате которых у нас обвалилось на растения 30 процентов кровли, — рассказывает Екатерина Потапчук. — Рабочие стеклили в три смены с фонариками, ночью приезжал даже министр сельского хозяйства. Мы еще и урожай потеряли. Разве от этого может подешеветь наш огурец? А прошлым летом, когда жара стояла +45, в теплицах было до +60, мы помидоры, которые обычно плодоносят до ноября, выбросили на два месяца раньше. Они просто сварились. Около 55 тонн урожая потеряли из-за этой жары.

В следующем году комбинат планировал построить теплицы на площади еще в три гектара — с высокими крышами, что позволило бы экономить до 30 процентов тепловой энергии. Нашли источники финансирования, но свое вето на строительство наложили энергетики. Благовещенская ТЭЦ не сможет обеспечить теплом новые помещения, пока не введут в эксплуатацию ее вторую очередь — ей не хватит мощности.

Как отличить китайский овощ от амурского

Если на разрезе огурец зелено-желтого цвета и пахнет не овощем, а отдает бензином — значит привезен из-за Амура. Производители из Поднебесной отапливают теплицы обогревателями на керосине либо бензине.

Если огурец без цветочка — тоже велика вероятность, что китайский. «Мы свои никогда не обрываем — разве что они отпадают при сортировке. А вот китайцы обрывают, потому что после обработки консервантом он становится голубого цвета — кто ж его будет покупать», — говорят специалисты «Тепличного».

Длинная плодоножка тоже характерна для огурцов из КНР — ее специально оставляют, чтобы овощ при транспортировке сохранил влагу.

Если в помидоре на разрезе не видно семян — он родом из Китая. В амурских семена есть, потому что в теплицах происходит естественное, а не химическое оплодотворение растений. Для этого из Москвы раз в три месяца привозят шмелей.

Возрастная категория материалов: 18+