Татьяна Еремеева: «Работа в колонии — это огромный опыт общения с людьми».Татьяна Еремеева: «Работа в колонии — это огромный опыт общения с людьми».

7 лет Татьяна Сергеевна и ее коллеги помогают получить высшее образование заключенным Среднебельской тюрьмы — бывшей колонии строгого режима. Как это — сеять вечное, доброе, светлое за колючей проволокой, узнавал наш корреспондент.

Первые студенты-заочники факультета социальных наук появились в колонии 7 лет назад. Желающих учиться хватало — конкурс на место был, как в хорошем вузе.

А вот желающих преподавать в таком месте было на порядок меньше. Одни преподаватели отказывались из-за личного отношения к заключенным, другим были не по душе командировки, а кто-то просто боялся. Остались самые стойкие.

— Конечно, сначала было страшно, ведь здесь отбывают срок люди по очень «тяжелым» статьям: убийства, наркотики, организация преступных группировок. Да и студенты первое время смотрели на нас так, словно мы приехали их развлекать. Потом это прошло, — рассказывает Татьяна Еремеева. — Со временем я сама научилась абстрагироваться от ситуации и относиться к заключенным, как к обычным студентам, — с уважением, но без панибратства.

Кстати, перед первой поездкой женщин-преподавателей предупредили: «Никаких декольте и юбок!» Предупреждения подействовали — все приехали в наглухо закрытой одежде темных цветов.

Занятия организовали в школе, расположенной на территории колонии. Учебный процесс во многом отличается. Например, занятие длится не полтора часа, как в университете, а 40 минут. Кроме того, заключенные-студенты по возрасту и не студенты вовсе — им от 24 до 50 лет. По словам Татьяны Сергеевны, они достаточно образованны и активны: в свободное время читают книги и газеты, смотрят телевизионные программы и даже делают собственное телевидение.

О безопасности педагогов здесь заботятся. В каждом классе есть камера, выводящая изображение на пульт управления. В кабинете преподаватель находится один на один с заключенными, но по коридору ходит охранник, готовый появиться по первому зову, — каждый стол преподавателя оборудован средством экстренного вызова. Иногда такие меры безопасности бывают даже излишни.

— Один раз, проводя занятие, я облокотилась на стол и задела рукой тревожную кнопку, о которой и не догадывалась, — вспоминает Татьяна Еремеева. — Через несколько минут вооруженный боец прибежал меня спасать. А спасать-то не от кого!

Сессию для необычных студентов никто не отменял. Кстати, как признаются педагоги, шпаргалок и попыток списать здесь хоть отбавляй. Но есть и те, кто по-настоящему хочет учиться.

— Один из студентов имел серьезную травму позвоночника — у него не хватало нескольких позвонков. Из-за боли в спине большую часть государственного экзамена он стоял — ему больно было сидеть, но он вытерпел и сдал на четверку, — признается преподаватель.

Однако после освобождения даже высшее образование не всегда помогает решить главную проблему — найти работу. В соцзащиту студенты из-за колючей проволоки не идут — начальники пока не готовы брать такого сотрудника. Поэтому чаще всего дипломированные специалисты устраиваются на стройку.

— Но есть и положительные примеры. Например, один из наших бывших студентов, закончивший обучение в сокращенные сроки и на отлично защитивший диплом, сейчас работает заместителем директора стадиона в одном из районов. А другой студент во время учебы всерьез увлекся наукой и теперь хочет поступить в аспирантуру, — с гордостью говорит Татьяна Сергеевна.

Сейчас желающих получить образование в Среднебелой становится все больше, но смена статуса (колония стала тюрьмой) и новые требования к образованию не дают утвердить программу такого обучения. Поэтому выпуск 2011 года станет последним.

— Работа в колонии — это огромный опыт общения с людьми. Ты учишься по-другому смотреть на мир и понимаешь, что никто не застрахован от тюрьмы, — подводит итог своей семилетней работы Татьяна Еремеева.

Возрастная категория материалов: 18+