— Это нормально, они и должны скучать, — говорит директор Юхтинской спецшколы Ирина Романова. — А чтобы вернуться домой, они должны своим поведением доказать, что исправились. И еще дети должны понять, что у них всегда есть выбор: жить в ладах с законом и рядом с близкими либо, в случае правонарушения, получить еще более жесткое ограничение свободы. Спецшкола — это не наказание, это мера профилактики.

Детство по решению суда

В Юхтинской спецшколе сегодня 107 мальчишек в возрасте от 11 до 17 лет.

Косте Варенову — 12. Ростом он в лучшем случае с некрупного второклассника. Понятия «рост» и «возраст» здесь могут не совпадать — некоторые в 15 лет выглядят как призывники, а есть и 17-летние, которые на вид как пятиклашки. Причина у всех одна — трудное детство, которое и привело их в эту школу за высоким забором.

Мальчишки попадают в Юхту только по решению суда. Некоторые отличились в правонарушениях неоднократно. Просто бродяжек в спецшколу уже давно не отправляют, не учиться и не жить дома — это сейчас не криминал, есть статьи потяжелее. В Юхту ребят приводят те же самые преступления, за которые взрослые попадают в тюрьму — грабежи, кражи, насилие, вандализм, убийства. Хотя в данное время здесь малолетних убийц нет. Но за всю историю школы и такие бывали.

— Сегодня у нас находятся дети, которые элементарно не знали, как себя применить в этой жизни, — продолжает директор. — Они искали способ убить время и ничего умнее не придумали, чем нарушить закон. Многие даже не понимают серьезности содеянного — считали, что это так, шалости. Подавляющее большинство — дети, едва ли не с рождения брошенные на произвол судьбы. Родителям они были не нужны, и никто ими не занимался.

Занялись по-настоящему этими мальчишками только в Юхтинской спецшколе. Костя Варенов, например, который в Юхте чуть больше года, уже успел стать чемпионом области по боксу в своей весовой категории. За какие провинности сюда попали ребята, об этом журналистов просили воспитанников не расспрашивать. Было и прошло, Юхта — жизнь с чистого листа. Здесь мальчишкам дают шанс начать все заново, показывают модель, как можно было бы здорово и интересно построить свою жизнь, если заняться чем-то полезным. Здесь работают 20 кружков и 8 спортивных секций, воспитанники заняты постоянно — уроки, самоподготовка, трудовое воспитание в мастерских, дополнительное образование. От них нужны только терпение и труд, как впрочем и от педагогов.

«Оставьте меня в спецшколе»

Самое трудное для них — дисциплина. В нее мальчишек окунают с головой с первых минут пребывания. Вынуть руки из карманов, построиться в колонну по одному — и строем вперед марш. Так проще контролировать поведение каждого, и у сорванцов меньше соблазна нарушить дисциплину. Конвоиров, решеток на окнах, железных дверей с гремящими засовами нет. Есть забор вокруг территории спецшколы, за который запрещено выходить, есть охрана и дежурные для поддержания порядка, а также всевидящие видеокамеры. Контроль над воспитанниками круглосуточный.

Поступают сюда ребята запущенные, лохматые, без понятий о гигиене и каких-либо нормах поведения. В столовой первое время не едят ничего, кроме хлеба и чая. Глядя на тарелку с супом, заявляют: «Я такое не ем». В беседе с воспитателем выясняется, что действительно они такое не ели — никто им раньше супов не варил.

— С новенькими трудно, — признается Ирина Романова. — Дома они привыкли жить без норм и правил. Здесь все по-другому. Срок пребывания от полугода до трех лет. Полгода — это очень неэффективно, за это время ребенок едва успевает адаптироваться, а его снова выдергивают и отправляют в прежнюю среду. За три года они привыкают к нормам поведения. Есть прецеденты, когда ребята пишут заявление и остаются у нас после срока пребывания. Не то чтобы не хотят домой — они реально понимают, что дома они школу не окончат, а здесь у них неплохие результаты по учебе.

Рвут тетрадки, ломают карандаши

С учебой у этих пацанов отношения не складывались изначально — причем у большинства с первого класса. Необходимость смирно сидеть за партой, а потом еще в классе самоподготовки за уроками, вызывает у них резкий протест. Не приучены они к усидчивости и концентрации внимания. Но терпение и труд юхтинских педагогов превращают половину из тех, на ком бывшая родная школа давно поставила крест, в твердых «хорошистов».

Девятиклассник Игорь Фенюк, когда три года назад поступил в спецшколу, в математике был, как сам говорит, дуб дубом. Не понимал, что написано в учебнике и о чем говорит учитель. В ответ на все требования рвал тетрадки и ломал карандаши, разве что головой о парту не бился. Сейчас ударник, а математика и информатика у него — одни из любимых предметов. Готовится к ГИА (итоговый экзамен у девятиклассников), потом намерен поступать в амурский педколледж на учителя начальных классов или информатики.

— Я бы дома экзамены вообще не сдал, я бы там даже не учился, — говорит Игорь. — Очень развязный был дома, там же хочется все и сразу. Конечно, здесь не дом, но учиться мне здесь понравилось. Таким ребятам, которые дома предоставлены самим себе, я бы посоветовал написать заявление и попроситься сюда, в спецшколу. Потому что там им никто не поможет, и они вообще никем не будут в жизни. А здесь есть выбор. Понравился мне Андрей Захарович, я пошел к нему в кружок информатики, занимаюсь компьютерами, там много времени провожу. Хожу на рисование к Галине Михайловне, мне нравится рисовать, фигуры вырезать из гипса. Тут главное себя показать, кто к чему тянется.

Юхтинская спецшкола в прошлом году увеличила возрастной ценз пребывания воспитанников, теперь она имеет право давать полное 11-летнее образование. Впервые здесь появился 10-й класс. А что касается ГИА, в прошлом году в ней участвовал один выпускник спецшколы и сдал ее лучше, чем выпускники, которые в Юхтинской сельской школе учатся. Поступил в белогорское профучилище.

— Они получают то, чего не получали дома и в обычной школе, — говорит директор. — Здесь все направлено только на них, классы по 10 человек, с каждым работает психолог, социальный педагог, воспитатели, учителя, медики. Воспитанники купаются во внимании, которого им раньше недоставало, поэтому и результат есть.

«Кричать на них бесполезно»

В спецшколе подчеркивают — попадание сюда для ребенка не наказание, а профилактическая мера. Системы наказаний в общепринятом смысле здесь, по словам воспитателей, нет.

— Бесполезно их наказывать, кричать, пугать, угрожать, — говорит замдиректора по воспитательной работе Игорь Ляпин. — Они в жизни такого крика и угроз наслушались, такого пережили, что этим их не проймешь. Поэтому разговариваем спокойно, взываем к совести, к ответственности. Мы разработали систему мотивации, и это единственные рычаги в работе. Главное наказание — это как раз лишение поощрений.

Одно из главных поощрений для мальчишек — выход за территорию спецшколы. Провинился кто-то один — весь отряд не высовывает носа за забор. Поэтому сорванцы сто раз подумают, прежде чем подобрать брошенный строителями окурок или стащить то, что плохо лежало в учительской. Ведь от своих же потом и получишь по полной программе. Кстати, двери учительской и ряда кабинетов здесь остаются открытыми, даже если педагоги на уроках или куда-то вышли по делам. Подросткам доверяют. Если в ком-то из пацанов вдруг прорезаются забытые привычки из криминального прошлого, это ЧП для всей школы. Нарушителей вычисляют по глазам прямо на экстренно собранной линейке, педагоги в школе опытные.

За хорошее поведение отпускают домой на летние каникулы, конечно, при условии, что из комиссии по делам несовершеннолетних пришел ответ, что семья готова принять ребенка и за время нахождения дома он не совершит правонарушений.

Тетрадка с агрессией

Мальчишкам свойственна агрессия, и хорошо, что она выплескивается через рисунки на тетрадных обложках, а не иными способами. В спецшколе работают два психолога. Молодые специалисты, по мнению администрации, со своей задачей справляются, воспитанники к ним тянутся. Мечта директора школы — иметь в штате своего психотерапевта, ведь сюда нередко поступают ребята с наркотической и табачной зависимостью. Но такого специалиста нет в Свободном, их и в Благовещенске-то единицы.

Оценки в журнале

Круглые отличники здесь редкость, но хотя бы по одной пятерке за четверть здесь получил почти каждый — чтобы знать, к чему стремиться. Учеба для юхтинских мальчишек — самое трудное дело. Если с неизбежностью ходить строем и жить по режиму они еще смиряются, то внимательно работать на уроке и делать каждый день домашние задания — для них сродни подвигу. Зато лучшие потом поступают в колледжи. В истории школы было несколько выпускников, впоследствии заочно окончивших вузы.

Теннис на перемене

Спорт в работе с трудными мальчишками — в приоритете. Многие, даже «малыши», признавались, что из всех видов спорта предпочитают настольный теннис. За рекордами далеко ходить не нужно — теннисные столы стоят прямо в фойе у входа. На переменах и в свободное время мальчишки становятся в очередь, чтобы погонять теннисный мячик. Летом любимое занятие — футбол. А нынешней зимой спецшкола впервые встала на лыжи и даже поучаствовала в «Лыжне России».

Танки из бумаги

Руки у этих мальчишек золотые, главное, чтобы они были приложены правильно. Эти танки из бумажных модулей, а также модели самолетов и кораблей, разнообразные поделки и мягкие игрушки изготовлены юхтинскими умельцами. Связанные мальчишками шали на выставке-продаже изделий разошлись влет. На кружке «Портняжки» те, кто подружился с иголкой и ниткой, шьют костюмы для представлений на сцене спецшколы. Кроме того, пацаны рисуют, выпиливают, выжигают. А еще и крестиком вышивать умеют!

Чего не хватает спецшколе

Нужны учителя и воспитатели. Но жилья нет, поэтому пригласить специалистов со стороны не получается. Все молодые педагоги — свои, юхтинские, живут с родителями.

Нужна новая мебель: парты, столы и стулья, шкафы, кровати.

Нужны новые учебники, в школьной библиотеке учебники 2002—2003 годов, по ним уже нельзя заниматься. За последние два года удалось обновить книжный фонд на 15—20 процентов. Но этого мало, чтобы соответствовать Закону об образовании.

Нужен свой стоматологический кабинет, у всех без исключения мальчишек кариес. Раньше он был, но оборудование устарело, и когда спецшкола получала лицензию на медицинскую деятельность, оказалось, что бормашина и прочие механизмы не соответствуют требованиям.

Нужен автобус или хотя бы микроавтобус. Ребята готовят концерты и представления, их можно было бы вывозить на гастроли по району. А спортивные команды — на соревнования. Кроме того, в качестве поощрения лучшие отряды вывозят в Благовещенск — в музей, в кино или даже на концерт «Голубых беретов».

Нужен цветной принтер, чтобы распечатывать «Нашу газету», заметки в которую пишут сами воспитанники.

Мнение

Ирина Романова

Директор Юхтинской спецшколы:

— Наши воспитанники — нормальные ребята, если за них взяться как следует. Они в своих портфолио от нас по 30 грамот увозят — чтобы в школах посмотрели, чего они у нас добились. Но, к сожалению, иммунитета спецшколы им хватает на год, а дальше случаются рецидивы, потому что мальчишки возвращаются в прежнюю среду. У нас много друзей, которые к нам приезжают: это и родительский комитет, и союз женщин, и десантники, и театр драмы, и спасибо им за это огромное. Но нам нужны партнеры, которые могли бы организовать постинтернатное сопровождение, дальнейшую реабилитацию детей. К сожалению, органы опеки, на которые возложена эта обязанность, с ней не справляются.

Возрастная категория материалов: 18+