Она давно на заслуженной пенсии. Но при этом продолжает приносить пользу родному городу и его людям. Вот уже 13 лет Ада Николаевна возглавляет Белогорский комитет солдатских матерей — без всякой оплаты, на добровольных началах. И продолжает вдохновлять других горожан на добрые дела. «Это наш мозговой центр», — с теплотой называют ее соратницы по общественной работе.

Два года назад Ада Николаевна поехала с другими матерями на Никольское кладбище, где захоронено большинство участников боевых действий. Буквально недалеко от входа — могила сына Любови Андреевны Кушнаренко. Андрей погиб в первую чеченскую кампанию. Нес боевое дежурство, когда боевики окружили и в упор расстреляли блокпост. Было это в 1996 году. Скромное серое надгробие из мраморной крошки кавалера ордена Красной звезды, обветшавшее за годы от дождей и ветров, смотрелось чем-то чужеродным среди окружавших его дорогих и красивых памятников из черного мрамора, возвышавшихся на могилах местных «воров в законе».

— Меня это настолько потрясло, — голос Ады Колесник задрожал от волнения. — Душа вывернулась наизнанку. Думаю, что же это такое: криминальные авторитеты своим подельникам такие памятники воздвигают, а наше государство своим солдатам и офицерам не может обеспечить достойную память. Ведь наши мальчишки не сами туда поехали, не за длинным рублем, а честно долг выполняли. Почему такая несправедливость?! Мы задумались, как это можно исправить. А денег-то нет! Решили обратиться к предпринимателям.

Станислав Милюков, который тогда еще возглавлял местную телекомпанию, выделил нужную сумму, чтобы облагородить захоронение Андрея Кушнаренко. «Одному сделали, а другие как же?!» — подумали в комитете солдатских матерей. И пошли с протянутой рукой по всем инстанциям. Идею матерей восстановить памятники погибшим воинам (хотя бы тем, чьи захоронения находятся в самом удручающем состоянии) поддержали в белогорской городской администрации. Не осталась в стороне и строительная компания «Мост-Восток». К каждому захоронению привезли по два Камаза песка, бочки с водой, строительные материалы. Выделили рабочих. Так, общими усилиями за 2009 год облагородили пять могил земляков, погибших в военных конфликтах.

Сегодня комитет солдатских матерей вместе с другими общественными организациями готовят книгу Памяти, где расскажут обо всех белогорцах, которые погибли в «горячих точках» — на Даманском и Северном Кавказе, в далеких Афганистане и Эфиопии…

«Об одном душа болит, — говорят их родственники, — нам некуда даже положить цветы в дни скорби. В городе есть часовня во имя всех погибших воинов. Но там нет никаких фамилий».

— Мы много раз обращались к местным властям, чтобы они разрешили установить рядом памятную плиту с высеченными на ней именами белогорцев, погибших во всех локальных войнах и конфликтах. Чтобы можно было возложить туда венки и цветы. Люди готовы отдать на это свои последние деньги. Только разрешите! Но члены общественной комиссии по увековечиванию памяти граждан и исторических событий на территории муниципального образования г. Белогорска посчитали это нецелесообразным — так и написано в ответе, — недоумевает Ада Колесник.

Спрашивается, какая от памяти белогорским властям нужна «целесообразность»? Неужели те же ребята-даманцы, принявшие такую страшную мученическую смерть, чтобы предотвратить между огромными странами большую войну, не заслужили маленького кусочка земли в городском парке, чтобы на нем установить плиту с именами погибших? Одну — на всех!

Возрастная категория материалов: 18+