Среди наград за вклад и достижения в культуре в творческом арсенале заслуженного художника РФ ДроздоСреди наград за вклад и достижения в культуре в творческом арсенале заслуженного художника РФ Дроздо

И если обычный, сделанный на компьютере фоторобот преступника имеет сходство не более чем на 50 процентов, то в результате уникальной работы Дроздова портретное сходство с оригиналом почти стопроцентное.

Криминальная живопись

Любимая тема Анатолия Дроздова — образы людей. Этот его талант носит не только художественную, но и практическую ценность. Он облегчает сотрудникам уголовного розыска поиски преступников, на счету которых не одно криминальное дело.

— А началось все в девяностые годы, когда я еще учился в институте искусств во Владивостоке. Однажды к нам пришли из милиции и попросили нарисовать преступника. Все промолчали, я согласился помочь. Получилось. Ко мне стали обращаться. Да я и сам заинтересовался. Появился даже своего рода азарт. Позже, когда приехал в Благовещенск, с такой же просьбой из уголовного розыска обратились в союз художников. Кто-то посоветовал меня. И вот уже около 20 лет я помогаю амурской милиции.

В мастерской художника мы увидели много портретов людей в погонах.

— Анатолий Петрович, а с наших слов прямо сейчас сможете нарисовать человека? — предложили мы с фотокором.

— Давайте попробуем, — с улыбкой согласился хозяин и достал чистый лист бумаги и карандаш. — Вы, значит, будете у меня как потерпевшая? Все примерно так и происходит: садимся со свидетелем или пострадавшим, и я начинаю его расспрашивать. Если преступник, допустим, был одет в шапку, то сначала рисую шапку. Определяемся с формой лица. А затем начинаем отрабатывать каждую деталь. Важно все — прищур глаз, угол бровей…

— Честно говоря, я сейчас не могу точно описать лицо даже своего родного брата. Не понимаю, как люди могут с такой точностью описать лицо преступника, которого видели несколько минут, чтобы по этому рисунку потом могут найти человека? — удивлялась я.

— В стрессовой ситуации, когда человек подвержен опасности, в его память врезаются такие детали, которые в обычной жизни он никогда бы не запомнил, — пояснил художник.

Художественные поиски маньяка

Анатолий Петрович рассказал несколько случаев, в расследовании которых ему пришлось поучаствовать. Несколько лет назад в микрорайоне неизвестный маньяк нападал на женщин с целью ограбления. Первую жертву подкараулил вечером в подъезде ее собственного дома и нанес несколько ножевых ранений. Шесть дней спустя рано утром напал на студентку возле корпуса Амурского государственного университета. Ударил ее ножом в горло, потом в живот. Сорвал с нее шапку, серьги и, выхватив сумочку, скрылся. К счастью, пострадавшая осталась жива и даже смогла описать преступника, который был одет в военную камуфлированную форму.

— Девушка лежала в реанимации 3-й городской больницы. Поехали туда вместе со следователем. Говорить ей было очень трудно — ранение в горло. То шепотом, то жестами она мне все объясняла. Что-то понимал на уровне интуиции. Так и работал среди капельниц и трубочек. Сначала нарисовал шапку военную с торчащим из-под нее чубом. Потом стали подбирать разные варианты глаз. Показываю ей — она кивает, правильно или нет. Потом так же брови, нос подбирали, — раскрыл творческую «кухню» художник, делая по ходу наброски карандашом.

Когда Анатолий Дроздов показал готовый портрет, девушка даже съежилась: на нее смотрели глаза человека, пытавшегося ее убить. Попадание, как говорится, в десятку. Рисунок размножили и раздали сотрудникам уголовного розыска. Обошли весь город, все части военные и пограничные, все военные училища. Где только не искали: в ДВОКУ, Моховой Пади, Белогорье… Похожего не было. И все же преступника нашли в одной из воинских частей Октябрьского района. Им оказался 19-летний благовещенец, который проходил там срочную службу. А свои кровавые нападения он совершал, когда числился в командировке или уходил в самоволку.

— Сядет на поезд, приедет в Благовещенск, ограбит женщину и — назад… Поэтому его и не могли поймать. А задержали благодаря вот этому портрету, составленному со слов потерпевшей. Я потом спрашивал у оперативников, как все получилось. Они рассказали, что построили весь личный состав, ходили с рисунком и сравнивали его с лицами военнослужащих. Подходят к очередному солдатику — очень похож. Так и вычислили.

Дамы правду не любят

По словам сотрудников милиции, почти все портреты преступников, которые рисовал Дроздов, со слов очевидцев получались похожими процентов на 90 и выше. Лишь один из десятков образов оказался менее похож на своего криминального прототипа.

— Как вам это удается?

— Это даже не творчество, как в случае, если ты рисуешь портрет человека. Здесь нужен совсем другой подход. Главное — надо достичь стопроцентной схожести, — объяснил мастер.

— А когда рисуете портрет, разве не так?! — удивилась я.

— Не совсем.

Анатолий Петрович взял в руки женский портрет.

— Все эти нюансики, приглаживания, какие хотят видеть на портрете люди, там не уместны. Измучаешься, когда рисуешь кого-нибудь по заказу. Особенно женщин. Ей ведь главное, чтобы она красивая получилась. Даже если она не совсем похожа на себя в жизни. Тогда она останется довольна. Так уж устроен человек. А когда составляю образ преступника, надо чтобы все до каждой черточки на лице было его. Иначе схожесть пропадет. Здесь очень важна не внешняя, а внутренняя форма человека, сама его суть, душа. Иногда рисуешь одно, а получается совсем другой, неожиданный вариант.

Мужик оказался женщиной

Художник привел любопытный пример. Года два-три назад в Благовещенске застрелили крупного предпринимателя. Тогда сыщики тоже обратились к Анатолию Петровичу. И в очередной раз пригодился его талант. Была всего одна свидетельница — соседка пострадавшего, которая заходила в подъезд и на минуту встретилась взглядом с выходившим убийцей. Дело было поздно вечером. Вокруг темнота. В тусклом свете лампы женщина даже не разглядела лицо человека.

— Говорит, помню, что он был в пальто с поднятым воротником. Без шапки. Ни овала лица, ни других примет не могла описать. Только глаза запомнила. Объяснила мне как могла, какие. Нарисовал я глаза. Она признала, что вроде такие. Оттолкнувшись от этого, я нарисовал портрет, а лицо вышло женское. Спрашиваю: «Это женщина?» — «Нет, мужик был». Я говорю милиционерам: «Вот что получилось, то и ищите». Как потом оказалось, убийцей действительно была женщина. На внешность спортивная, мужиковатая дама, мастер спорта по стрельбе. Решила отомстить своему любовнику.

Когда рисуешь человека, которого надо найти, нужно быть не только художником, но еще и психологом.

Компьютеру и не снилось

Среди криминальной коллекции образов Дроздова кого только не было — и маньяки, и домушники, и угонщики.

— Последний раз ко мне обращались в январе этого года, когда искали грабителя. На мужиков нападал. Одного сильно порезал. Я к нему в реанимацию приходил. А в прошлом году лица шести грабителей пришлось рисовать.

Пока беседовали, под карандашом художника постепенно вырисовывалось лицо описываемого нами приятеля. Смотрим — ну действительно он. Один в один!

— В общем-то, он, на первый взгляд, мало чем отличается от портрета-фоторобота, который мы все видели в фильмах о бандитах. Но по фотороботу, по словам самих же милиционеров, они почему-то редко находят преступников.

— В компьютерной программе не всегда найдется необходимый нам тип глаз — там лишь стандартный и обезличенный набор клише, — объяснил Дроздов. — Я же могу что-то дорисовать, дополнить. Ведь на самом деле человек все запоминает. Просто не знает, как это извлечь из уголков собственной памяти. И моя задача подвести его к этому. Видимо, мне это удается.

Возрастная категория материалов: 18+