Мастер оранжереи Галина Сорокоумова: «Это только кажется, что посадить цветы ­— ничего сложного. А сМастер оранжереи Галина Сорокоумова: «Это только кажется, что посадить цветы ­— ничего сложного. А с

От работы четырех постоянных сотрудников предприятия зависит, какими цветами распустится город к своему юбилею, в каком цвете встретит 9 мая. АП наведалась в теплицы, чтобы уже сейчас узнать ответы на эти вопросы. 

Борьба с жарой

Одна из двух круглогодичных оранжерей — № 4 — уже хранит в себе будущий цветочный урожай для улиц города. По утрам внутри около +30...+36 градусов, а к обеду температура переваливает за +40 градусов. С летней жарой здесь борются старым, но проверенным способом — забеливают снаружи окна теплиц. Это, говорят работники, «убирает» градусов 10. Прошлым летом в самый пик зноя в оранжереях было +44...+46 градусов. 

На оранжерейных грядках — молодая поросль: «подростки» бегонии, герани, хлорофитума, пилеи кадиеры и колеуса пока еще болеют после пересадки. 

— 400 тысяч саженцев нужно будет высадить к 1 июня. Общая площадь городских клумб — около 6,4 тысячи квадратных метров, — рассказывает мастер оранжереи Галина Сорокоумова, уже 25 лет работающая в «Зеленстрое». — С декабря — февраля мы высаживаем цветы, берем черенки и рассаживаем, бегонию, колеусы сеем — каждый месяц прибавляется работы. А дальше пойдут георгины, циннии, бархатцы.

1650 «алых» роз

Кроме городских цветов, в этой оранжерее растут царственные розы, которые выращивают на срез — 1650 кустов. По словам работников, здесь соседствуют семи-восьмилетние растения с 12-летними. Они цветут с весны по осень, а зимой отдыхают около двух месяцев.

В результате «естественного» отбора в розарии остались самые любимые горожанами цвета — белая, оранжевая, красная и розовая розы. Амурские розы чуть мельче, чем привозные из Голландии и Эквадора, но вполне конкурентоспособные. 

— Мы их продаем в нашем магазине по 10—50 рублей, — говорят работники. — Но многие кусты уже выработали ресурс, и их нужно обновлять. А это деньги: за каждый саженец нужно отдать около 100 рублей и потом еще ждать год, когда они зацветут. Может случиться так, что мы откажемся от роз, как отказались от хризантем. Они очень трудозатратные — вырастить их стоит около 80 рублей, а привезти — 70 рублей.

Горшочные джунгли

Через коридор — вторая основная оранжерея. Тут настоящие джунгли — растительный рай, из которого выходят горшочные цветы. Целый сад увешанных плодами лимонных деревьев, Евгения с красными съедобными ягодками, «кусты» разросшихся алоэ и папоротника. А за всем этим плантация белоснежных калл — 909 кустов. 

— Эти цветы зимой цветут, а летом, когда и так много всего, отдыхают. Кроме наших, в магазинах есть и завозные, но их везти проблематично, — объясняют оранжерейные работники.

Работа затягивает

В оранжереях, кроме мастера, трудятся постоянно еще три работницы. С середины апреля привлекают еще трех-четырех человек для сезонных работ. Часто бывает, что из года в год приходят одни и те же люди — «это затягивает», объясняет Галина Сорокоумова. Чем могут помогают сотрудникам две кошки и пес. Первые — серенькая Муся и ее черная пушистая дочь Химера — несут сонную вахту в коридоре, развалившись кверху пузом. Пес Рэм грозно лает откуда-то с улицы, почуяв гостей.

Круговорот цветов на клумбах

Часть растений размножают черенками, часть — семенами. Каждый год на семена, которые заказывают в Москве, уходит около 150 тысяч рублей.

— Сорта цветов меняем постоянно. Заменили бегонии, бархатцы, — рассказывает мастер оранжереи. — Были сорта майя, ацтек, сейчас инка — они более крупные, более устойчивые. Люди, может, и не замечают, но у нас георгины стали невысокие. Мы и новинки пробуем — высаживаем так, чтобы посмотреть, как они себя покажут, например вплетаем в общий рисунок клумбы. К 155-летию города мы закупили восемь новых сортов. Среди них вербена, такая мелкая, как кашки, синяя броваллия, диасция, фиолетовая легузия, целозия — красная, оранжевая, желтая.

Возрастная категория материалов: 18+