Более того, в феврале я видел это памятное место Великой Отечественной войны своими глазами, за 4 часа я осмотрел руины крепости, посетил несколько музеев и отобедал в кафе «Цитадель». Кроме того, я видел реквизит к тому самому фильму — эксклюзив, согласитесь?

Крепость цепляет с первой секунды: только я вышел из такси, как в глаза бросились ворота — огромный бетонный блок, с внутренней стороны которого выдолблена пятиконечная звезда. Собственно, через эту звезду почти все на территорию крепости и попадают. Я приехал рано — сразу с поезда — шел снег и, судя по отсутствию следов, в крепости я был одним из первых. Шел по дорожке вглубь комплекса и озирался по сторонам: слева — три припорошенных снегом танка, справа — канал, вдоль которого растут ни то плакучие ивы, ни то вязы — романтика! 70 лет назад здесь было совсем неромантично.

Об этом говорят руины, которые повсюду, куда ни глянь, — дополняет рассказ музей Брестской крепости. Табличку «Просьба по руинам не ходить» я, пока никто не видел, игнорировал: просьба — не запрет, да и, черт возьми, не зря же я ехал сюда почти с другого конца земного шара. Надписей защитников на стенах корпусов, которые многие помнят по учебникам истории, заметить не удалось: все же ключевые укрепления сейчас или отреставрированы под музеи, или в них просто закрыт вход. Погулял по пограничной зоне, несмотря на запрет (ну интересно же), там кирпичных развалин тоже хватает.

Многие, наверное, помнят (по фильмам и урокам истории), что при штурме Холмских ворот крепости гитлеровцы пустили перед собой раненых из захваченного к тому моменту госпиталя, женщин и детей. Эпизод очень драматичный. Я стоял на мосту, ведущем к тем самым воротам, и пытался представить те самые события. Получалось с трудом. Потом увидел мемориальную табличку с объемным портретом: «Здесь 30 июня 1941 года был расстрелян один из руководителей обороны полковой комиссар Фомин Ефим Моисеевич» — получилось.

Неподалеку, в одной из бывших казарм, — художественный музей. Туда я не собирался — зашел погреться в холл. Сердобольная смотрительница, увидев мои окоченевшие руки и узнав, что я с Дальнего Востока, да еще и журналист, сама повела меня по экспозициям. Музей, к слову, в 9 утра еще был закрыт. Я попал на экспозицию военного обмундирования, которая должна была открыться через неделю, к 23 февраля. Там, кроме прочего, узрел гимнастерку Андрея Мерзликина — исполнителя одной из главных ролей в том самом фильме. Ленте Александра Котта вообще посвящен отдельный зал. Трогал руками трубу мальчонки из музроты (помните?), смотрел фотографии со съемок. Узнал, кстати, что перед съемками картины саперы нашли на территории крепости порядка 60 взрывоопасных предметов — эхо войны.

Музей обороны крепости выглядит пустовато. Но знаете, что привлекает к себе внимание? Даже при беглом осмотре стоящих рядом манекенов советского и гитлеровского солдат понимаешь, что экипировка наших и рядом не лежала с вражеской. Как можно сравнивать немецкий автомат МП-40, он же «Шмайсер», с устаревшей уже тогда винтовкой Мосина? Тем удивительнее и почетнее выглядит подвиг тех, кто эту войну выиграл.

На территории мемориального комплекса есть Свято-Николаевский храм, на него смотрят пушки, гаубицы и зенитные установки — тоже экспонат. Выглядит эта картина очень мирно — никто уже не помнит, что из этих пушек когда-то стреляли, а храм, в советское время ставший красноармейским клубом, снова — храм. Пусть так будет всегда.

Возрастная категория материалов: 18+