Надгробная плита на кладбище села Новинка.Надгробная плита на кладбище села Новинка.

Плита находилась на месте захоронения предположительно матери Мокеевского, Марии Михайловны, умершей в 1891 году.

О самом Михаиле Мокеевском известно до обидного мало: у нас нет его портрета, нет достоверных сведений о его семье и месте его захоронения.

Мы знаем, что он был купцом первой гильдии, почетным гражданином Благовещенска.

Был избран первым городским головой после введения Городового положения в 1876 году и пробыл в этой должности четыре года. Как и другим гласным городской думы, ему приходилось пройти процедуру выборов дважды: сначала в гласные, затем им доверяли возглавлять думу и управу. Должность налагала ответственность — за нераспорядительность или неправильное расходование денег главу могли отдать под суд.

Михаил Осипович был первопроходцем не только в управлении городом, но и в бизнесе. Он открыл в 1868 году первый на Дальнем Востоке частный винокуренный завод (Михайловский).

— В то время купцы нередко называли винокуренные заводы своим именем, Михаил Осипович не был исключением, — считает историк Ирина Ермацанс.

Завод был построен в 45 верстах от Благовещенска, в имении «Новинка». Совладелицей предприятия была жена Мокеевского Александра Капараки. Считается, что именно Михайловский винокуренный завод является предтечей «Амурского кристалла».

Кроме того, у Мокеевского была усадьба в Благовещенске, на которой располагались оптовый склад вина и спирта, одноэтажная кирпичная контора, два деревянных дома — один с мезонином, второй двухэтажный.

— Завод был убыточным, — продолжает Ирина Ермацанс. — Это стало понятно через десять лет. С 1878 года Михаил Осипович пытался сдать предприятие в аренду, и в результате в 1892 году он продал завод во владение купцу Владимиру Михайловичу Лукину. Городская усадьба тоже была куплена Лукиным с торгов.

А старожилы Новинки вспоминают, что в детстве на месте бывшего стекольного завода они вели раскопки и находили разные стеклянные изделия причудливых форм.

— Здесь живу с рождения, — говорит Наталья Викторовна Степанова. — Мой дед рассказывал, что жил здесь раньше купец, у него было много сыновей. Там, где у нас сейчас ручей, раньше был большой пруд и мельница. Наверху через дорогу был стекольный завод, мы в детстве очень любили бегать туда на раскопки — всегда находили много интересного.

Фамилию купца новинцы не помнят. И какое отношение к нему имеет надгробие на местном кладбище, сегодня мало кто знает.

Возрастная категория материалов: 18+