Умело используя НЛП, уличные продавцы способны навязать вам совершенно ненужный товар.Умело используя НЛП, уличные продавцы способны навязать вам совершенно ненужный товар.

Кредитное рабство

«Моей хорошей знакомой нужна помощь», — с такими словами к жительнице Благовещенска Галине Воронцовой обратилась соседка. Оказалось, что знакомая соседки — предприниматель, и ей немедленно нужна очень крупная сумма денег для растаможки вагона скоропортящейся косметики. Надо оформить кредит, причем на выгодных условиях — небольшой процент от суммы Галина Воронцова возьмет себе как благодарность за услугу. А кредит предприниматель, как только решит свои проблемы, быстро погасит, для нее это — семечки. Галину Ивановну пригласили «на фирму», чтобы доказать — все серьезно. «Она с такими высокими начальниками знакома, все будет нормально!» — уверяла соседка.

У Галины Ивановны тяжело болела мама, срочно были нужны дорогостоящие лекарства, денег — в обрез. И она, посомневавшись, согласилась. Через некоторое время ее уговорили и на второй кредит, который тоже обещали погасить за три месяца. А потом начались звонки из банка. «Фирма» по знакомому адресу уже не значилась, и телефоны молчали. Взятые «на чужую тетю» кредиты женщина выплачивает до сих пор. И пытается через суд доказать, что стала жертвой мошенничества.

— Я не поверила предпринимательнице, незнакомой женщине. Но я поверила своей соседке, которую хорошо знаю, — говорит Галина Ивановна. — Оказалось, что у мошенницы разработана целая схема — таким образом она вовлекла в кредитное рабство 30 человек, это выяснилось уже в суде. Схема оказалась простой, как сетевой маркетинг: к взятию кредитов привлекались знакомые знакомых. И в суде люди говорили: я поверила не мошеннице, а своей подруге, которую знаю 30 лет.

Проведя свое расследование, Галина Воронцова выяснила, что кредитная аферистка нашла еще один источник обогащения — сельских жителей. Предпринимательница объехала села Благовещенского района, неработающих селян для получения кредита она «трудоустроила» в подставную фирму, в благодарность за «быстрые деньги» некоторым она оставляла половину кредитной суммы. Особенно урожайной для кредитосборщицы была осень, когда детей нужно собирать в школу. Здесь расчет женщину тоже не подвел: выехать в город селянам порой проблематично — хозяйство же не оставишь.

— Женщины плачут и платят, — говорит Галина Воронцова. — В одном из сел я спрашиваю: почему вы участковому заявление не напишете? И слышу в ответ: «А что толку, он тоже на кредит подписался!»

Война с ветряными мельницами

Юрий Левченко:

— Мошенничество очень трудно доказать, и недобросовестные граждане этим пользуются. Если человек убедил других взять для себя пять, десять и более кредитов — такие дела мы расследуем, и их действительно очень много. Это началось пять лет назад, когда стали популярны потребительские кредиты. Много случаев с покупкой-продажей квартир, когда мошенники представляются риелторами. Для следственных органов проблема в том, что люди верят на слово и не просят документов. Конечно, мы такие дела расследовали, расследуем и будем расследовать. Мы не одно серьезное дело направили в суд. Пример — известное дело Кожемякиной, для которой было взято посторонними людьми 600 с лишним кредитов, около 300 человек проходят как потерпевшие, причем это не все, а лишь те, кто обратился. Всего же путем обмана и злоупотребления доверием граждан Кожемякина похитила денежные средства на общую сумму более 58 миллионов
рублей.

АП:

— Но люди массово попадают в лапы мошенников. В чем проблема? Надо что-то менять, может быть, на законодательном уровне?

Татьяна Болотина:

— Думаю, проблема не в законодательстве. Формы мошенничества будут меняться, и мошенники будут появляться до тех пор, пока мы позволяем обводить себя вокруг пальца. Формы обмана совершенствуются, и совершенствуем мы их сами. Иногда, давая рекомендации через СМИ, как защититься, мы даем рецепты мошенникам. Еще одна причина — чисто психологический фактор. У нас люди хотят иметь больше, чем имеют, не затрачивая никаких усилий. Пожилые люди оказываются пострадавшими — они воспитаны при социализме, они привыкли верить. Нужно научить людей проверять любую информацию и знать, куда обратиться, всегда иметь под рукой список телефонов — полиции, управления соцзащиты, управляющей компании. Не поощрять мошенников своим доверием. Иначе это война с ветряными мельницами.

Ключевое слово — БЕСПЛАТНО

Иван Дудин:

— Для нашей российской славянской ментальности характерны такие черты, как доброта, повышенная доверчивость, внушаемость, гостеприимство. Под действие мошенников у нас чаще всего попадают пенсионеры и люди из сельской местности, у которых меньше информации. Я бы в первую очередь предупредил этих людей.

Когда страна в кризисе, а мы уже больше 20 лет в кризисе, то даже люди с высшим образованием испытывают кризис идентичности. В 90-х у нас этот кризис идентичности шел по нескольким аспектам: апатический, когда часть людей опускала руки, агрессивно-деструктивный, когда часть людей уходила в криминал, и самый распространенный — магифренический. Люди начинали верить гадалкам, целителям и так далее. Для размышления — у нас в России 16 тысяч психиатров, две с половиной тысячи психотерапевтов и 600 тысяч гадалок, целителей, ясновидящих. Это очень красноречивые цифры.

А вообще есть такое понятие — акцентуация характера, это крайний вариант нормы. Какие-то черты характера доминируют над другими. И есть определенные типы акцентуации, для которых характерна повышенная внушаемость. Если смотреть с этих позиций, то в ситуации обмана может оказаться любой, независимо от возраста, статуса, образования.

К сожалению, сегодня можно пройти тренинг и научиться нейролингвистическому программированию (НЛП) или даже гипнозу. И многие это делают. А варианты, как забрать чужие деньги, используя эти методы, можно перечислять долго.

Татьяна Болотина:

— Если пожилых людей мошенники пытаются обвести вокруг пальца через их сострадание и доверчивость, то среднее поколение запросто покупается на формулу «Вы будете иметь больше, чем имеете!» А дети будут ваши, если им сказать: «Это же круто!» У каждого возраста своя формула.

Иван Дудин:

— То, что вы сейчас говорите, это как раз элементы НЛП. Мошенники используют ключевое слово «бесплатно», делая на нем акцент. Мы вам дадим это БЕСПЛАТНО, но вы должны заплатить вот такую совсем небольшую сумму. В подсознание уже забивается слово «бесплатно», а что происходит дальше, человеку уже неважно.

Соцзащита с ножами не ходит

АП:

— Одно время коммивояжеры осаждали квартиры пенсионеров, предлагая разные бытовые или лечебные приборы. Светлана Алексеевна, а к вам обращаются жертвы социального мошенничества?

Светлана Жукова:

— Последние годы таких случаев стало меньше. Но был период, когда обращений было очень много. Даже были заведены уголовные дела по поводу того, что к пенсионерам под видом социальных работников приходили люди и предлагали то какие-то комплекты ножей, то вибромассажеры, и при этом банально граждан обворовывали, продавая свой товар по баснословным ценам. Я неоднократно выступала по местному телевидению, объясняла, что органы социальной защиты ничем подобным не занимаются. Социальная защита никогда ничего не продает вообще и не рекламирует никакую продукцию. К нам можно обращаться только за льготами. Мы не ходим по домам, мы принимаем граждан у себя. Если мы ведем выездной прием в каком-то микрорайоне, то вывешиваем объявление — где и когда. Еще раз подчеркиваю — по домам мы не ходим. У нас есть Благовещенский комплексный центр социального обслуживания «Доброта», но его сотрудники приходят домой к пожилым людям и инвалидам только по обращению граждан. Если вы никуда не обращались и никого не ждете, а вам говорят, что пришли из соцзащиты, — не верьте.
Даже когда мы проводим акции с участием спонсоров накануне Дня Победы, Дня пожилого человека или Дня инвалида, мы всегда предупреждаем о визите — сообщаем фамилию сотрудника, который придет, и время визита. Мы стараемся максимально оградить пожилых людей от мошенничества.

Елена Самбур:

— Очень важный разговор сейчас идет. У меня тоже был такой случай: ко мне пришли две молодые женщины, я дома одна, они говорят: мы из социальной службы, мы будем за вами ухаживать, обновим вам холодильник, телевизор, начинают перечислять, что они будут делать. Спрашиваю: а почему вы сюда пришли, откуда вы знаете, что я одинокая пенсионерка? Да вот, говорят, списки есть. Ну хорошо, говорю, сейчас я позвоню в управление соцзащиты, все выясню. Они тут же сориентировались и ушли. Слышу — идут на 3-й этаж. Там тоже живет пенсионерка, я ей сразу позвонила и предупредила, чтобы она даже дверь не
открывала.

Олег Приходько:

— Вы сами обратили внимание, что если два-три года назад очень многие ходили по домам и предлагали различные столовые приборы, ножи, еще что-то, то сейчас такого нет. Наверняка, последние, кто к вам приходил, это работники ООО «Паритет» с пылесосом «Кирби». В последнее время такие случи у нас не регистрировались.

Как «покупают» киоскеров

АП:

— Получается, что спрос рождает предложение. Пока будут люди, готовые обмануться, будут и мошенники?

Юрий Левченко:

— К сожалению, это так. Матерые мошенники прекрасно знают, что максимум, сколько можно получить по этой статье, — 10 лет. Одно из последних дел у нас — недавно состоялся суд, который приговорил мошенников к 5 и 4,5 года лишения свободы. Причем эти двое уже неоднократно судимы за мошенничество. Схема одна — выходят на свободу, едут в любой город, совершают преступление. Их ловят, они все признают, каются, их сажают на 3—4 года, они себя хорошо ведут, выходят досрочно, и все повторяется. Все элементарно. Приехали в Благовещенск, хорошо одеты, хорошо говорят. Используя один и тот же сценарий, они, пока не попались, успели совершить 18 (!) мошенничеств в отношении продавцов торговых павильонов.

Один опрятно одетый мужчина подходил к киоску и интересовался у продавца, не их ли владелец потерял папку с «нужными» документами. При этом он показывает папку с товарными накладными и другой макулатурой. Потом к киоску подходит его сообщник, якобы владелец драгоценной папки. «Нашедший» требует за папку от 3 до 5 тысяч рублей, которых у «хозяина» не оказывается. Тогда он просит в долг у киоскера и в залог оставляет «драгоценную папку». Продавец «покупается» на трагичность ситуации и дает взаймы. И навсегда. Суммы, которые похищают мошенники, небольшие, это административная ответственность, которая их не очень пугает. То же самое и кредитная аферистка, она прекрасно понимает, что отсидит четыре года или даже меньше.

АП:

— То есть спасение утопающих — дело рук самих утопающих?

Татьяна Болотина:

— Других вариантов нет: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Совет для пожилых: больше общайтесь с детьми! Если вы чего-то не знаете, ваши дети в силу более молодого возраста всегда подскажут. Не оставайтесь один на один с проблемой.

Предупрежден — значит вооружен

АП публикует памятку, разработанную Министерством внутренних дел РФ для пенсионеров, ветеранов, инвалидов и родителей несовершеннолетних. Специально разработанное полицией руководство поможет вам обезопасить себя и своих близких. Отдайте эту памятку родителям, пожилым соседям, обучите перечисленным здесь правилам детей.

Соблюдение этих простых правил — ваш вклад в безопасность как вашего дома и имущества, так и ваших друзей и родных!

ВАШ ДОМ — ВАША КРЕПОСТЬ!

Правило 1. Не открывайте дверь незнакомцам! Если вы не можете рассмотреть лицо или документы посетителя в глазок — накиньте цепочку перед тем, как отпирать замок!

Правило 2. Если при исправном дверном глазке после звонка в дверь пропал обзор (глазок заклеен или закрыт) — не открывайте дверь! Громко сообщите, что звоните в полицию, — и немедленно сделайте это!

Правило 3. Без проверки не впускайте в квартиру посторонних, даже если они представляются сотрудниками ремонтных служб. Прочитайте удостоверение и проверьте полномочия сотрудника, позвонив в приславшую его организацию!

Правило 4. Если вам нужно впустить постороннего в квартиру, сразу заприте за ним дверь, чтобы никто не мог зайти следом. Не оставляйте ключ в двери или опустите собачку замка, чтобы ваш гость не мог впустить за вашей спиной кого-то еще. НЕ ВЫПУСКАЙТЕ ИЗ ВИДА человека, которого вы впервые впустили в квартиру!

Правило 5. Не принимайте на веру то, что говорят вам пришедшие к вашей двери незнакомцы. Даже крик «Пожар!» или «Помогите!» может быть приманкой! Если при взгляде в глазок вы не заметите признаков задымления или явно совершаемого преступления — оставайтесь дома и вызывайте помощь по телефону.

Главное правило: всегда держите данную Памятку со всеми необходимыми номерами телефонов под рукой. Если к вам в дом пытаются проникнуть против вашей воли – СРАЗУ ЖЕ ЗВОНИТЕ В ПОЛИЦИЮ! ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУТ!

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!

Помните: нельзя узнать человека за минуту. Не слишком доверяйте тем, кого видите впервые!

• Если социальные работники, контролеры службы газа, слесари, электрики или представители жилищно-эксплуатационной конторы пришли к вам без вызова, это повод насторожиться!

• Мошенники часто выдают себя за представителей сферы обслуживания. Униформа и инструменты мало о чем говорят. Если вы не знаете человека в лицо, проверьте его документы или спросите, в какой организации он работает.

• До того как открыть дверь незнакомцу, позвоните в названную им организацию и уточните, направляли ли оттуда специалиста.

• Проверьте номер телефона, который вам называет сотрудник. Не звоните с его мобильного телефона или под диктовку, набирайте номер сами. Запишите все нужные телефоны заранее! Все телефоны социальных служб можно узнать в единой бесплатной справочной службе 09.

• Если ремонтник сообщает вам о поломке и предлагает приобрести что-либо для ее устранения, стоит проверить цену на запасные части и услуги по замене, обратившись по телефону в диспетчерскую!

• Проверяйте платежные документы, которые кладут вам в почтовый ящик. Известны случаи вброса фальшивых квитанций. Если вы их оплатите, то деньги получат мошенники! Реквизиты (платежные номера) в квитанции должны совпадать с теми, по которым вы платили ранее. Если что-то выглядит не так, как обычно, обратитесь в обслуживающую ваш дом фирму и узнайте, менялись ли реквизиты!

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Прежде чем принять любое решение, связанное со значительными расходами, обязательно посоветуйтесь с близкими!

Продолжение следует

Возрастная категория материалов: 18+