В первую очередь в группу риска на воде попадают те, кто заплывает далеко от берега.В первую очередь в группу риска на воде попадают те, кто заплывает далеко от берега.

«Опять озорничают, не наши клиенты. Надо дальше глянуть, там выпивающих много было», — обращается он к напарнику и направляет лодку вверх по течению Зеи. Вместе с людьми в оранжевых жилетах дежурство у зейского пляжа несли наши корреспонденты.

Глаз наметан

В зону ответственности спасателей Александра Клатаевского и Александра Федько входит участок от моста через Зею до места базирования отряда пограничных кораблей. На дежурство они заступают в девять утра и на протяжении двенадцати часов патрулируют пляжную зону. На полном ходу против течения моторный «стрингер» доходит до крайней точки участка минут за пять. В глазах пестрят разноцветные купальники и загорелые тела отдыхающих, на скорости трудно что-то различить. Тем не менее спасатели уверяют — чрезвычайную ситуацию не пропустят.

— Мы держимся ближе к берегу. Смотрим на гладь — человека видно сразу. Если далеко от берега, подходим, спрашиваем, как самочувствие. Если устал, то берем на борт, — объясняет Александр Клатаевский. — А от Астрахановских лугов до моста идем дрейфом по течению, пропустить утопающего практически невозможно. Хотя народу очень много бывает, особенно в районе спичфабрики. Напьются и начинают реку переплывать, создают себе угрозу для жизни и нам проблемы. Сразу присматриваем выпивающий контингент, к ним — повнимательнее.

На противоположный берег Зеи катер МЧС отплывает только по вызовам. Там довольно мелко, да и люди, по мнению спасателей, отдыхают другие. «Приезжают на автомобилях, проводят время культурно. Назад планируют вернуться, поэтому меньше пьют», — говорит Александр Клатаевский. Тем не менее вызовы поступают нередко. Например, на прошлой неделе патрулю пришлось искать женщину, которая выпила лишнего и решила пройтись вдоль берега. Потерялась она примерно в километре от места отдыха. Когда спасатели доставили ее назад, им даже пришлось сдерживать разволновавшегося мужа, бросившегося на нее с кулаками.

Все нужное с собой

Неотъемлемые атрибуты экипировки спасателей на воде — бинокль, спасательный круг и аптечка. Первый помогает держать пляжную зону под контролем, двумя другими спасатели, по их собственному признанию, предпочли бы вообще не пользоваться. Однако спасать очередного утопающего приходится практически каждую смену.

— Глубина реки здесь до 4,5 метра, течение сумасшедшее, недаром ГЭС на Зее стоит. По идее купаться здесь вообще запрещено, но люди не осознают всей опасности. Вот на днях один товарищ залез прямо на вершину моста и решил прыгнуть с парашютом в воду. Парашют, естественно, не раскрылся, и парень шлепнулся пластом. Гидроциклисты вытащили, — рассказывает Александр Клатаевский. — Бывает, что безнадзорные дети заплывают на глубину. Вот на прошлой неделе девочка воды наглоталась, мы рядом были, откачали.

— Саша, смотри, мальчишка плывет, а родители пьяные спят на берегу, — указывает напарнику из-за штурвала катера Александр Федько. — Но здесь мелко, так что он в безопасности. — И продолжает уже для нас: — А вообще если видим детей без присмотра, то стараемся подойти, пожурить, чтобы глубоко не заплывали. Если уже плывут назад, то наблюдаем, чтоб на берег вышли все.
Кроме палящего солнца, мошкары и слепней, работе спасателей мешают еще и дети или выпившие благовещенцы, которые часто хамят или устраивают на пляже целые представления.

— Дети часто кричат, что тонут, просят о помощи. Балуются, одним словом. Пусть играют, главное, что не по-настоящему. Некоторые отдыхающие кричат матом с берега, жесты нецензурные делают без всякой причины, — сетуют спасатели. — На днях один подвыпивший гражданин тащил по берегу булыжник. Спасателей увидел и давай матом: «Вот, вы ничего не делаете, я тут камень таскаю, а вы не помогаете». Просто не обращаем внимания.

Жертвы реки

— Бывает, что не успеваем спасти человека, хотя такие случаи — редкость. Вот ребята не в мою смену из-под моста вытащили женщину. С лодки ныряли за ней, она уже тонула. Откачали до приезда медиков. А у нее какое-то горе перед этим случилось, выпила. В итоге опять пошла топиться, второй раз уже спасти не удалось. Еще тела периодически всплывают. Обычно это люди, утонувшие зимой или весной, — с горечью в голосе отмечают сотрудники спасательного отряда.

По словам спасателей, не обходится и без криминала. Буквально на днях им пришлось доставлять на берег всплывший труп мужчины, к поясу которого был привязан груз — мешок с песком. Дальше им занялись сотрудники полиции.

— Все же чаще всего проблемы на воде связаны со спиртным. Пляж и алкоголь — вещи абсолютно несовместимые. Человек, подогретый солнцем и алкоголем, окунувшись в прохладную воду, сразу может потерять сознание от резкого перепада температур, достаточно зайти по колено, — говорит Александр Клатаевский. — Мой совет — никакого пива на пляже. Если мы работаем, значит, кому-то плохо. Друг другу мы всегда желаем, чтобы работы было поменьше.

Алгоритм действий при спасении утопающего

• Не паникуйте. Сразу вызывайте помощь по телефону 112.

• Вытаскивать человека на берег нужно правильно. Подходить только со спины, иначе он может утянуть за собой на дно.

• Вытащили на берег — перекиньте через свое колено и надавите на грудную клетку, чтобы из легких и желудка хоть немного вышла вода.

• Затем уложите пострадавшего на спину, чтобы ноги были выше головы, и проводите реанимационные действия. 15 нажатий на грудную клетку нужно чередовать одним вдохом в легкие пострадавшего.