Пока вторая часть «Даров смерти» ставит рекорды сборов только на родине, приближая сагу к званию самой доходной в истории кинематографа (учитывая прибыль с продажи условно волшебных палочек и условно невидимых мантий). И неудивительно: чтобы достойно оценить вторую половину последней части франшизы, нужно быть либо записным фанатом мира, созданного Джоан Роулинг, либо сумасшедшим, что на практике довольно часто совпадает.

Битва Гарри Поттера с лордом Волан-де-Мортом продолжалась на киноэкранах десять лет. За это время эпопея сменила несколько режиссеров, актеры, ввязавшиеся в эту историю детьми, изрядно повзрослели, а критики устали обсуждать несоответствие между возрастом книжных и экранных персонажей и, по сути, смирились с тем, что к финалу воспитанники школы волшебства пришли давно половозрелыми молодыми людьми.

Среди российских зрителей, купивших билеты на «Гарри Поттера» в жарком июле 2011 года, было полным-полно тех, кто с предыдущим материалом ознакомился урывками, а то и вовсе не знакомился.

Сработал не только эффект последнего фильма серии — последней части приключений юных волшебников было посвящено множество дифирамбов, воспевающих Дэвида Йэтса как режиссера, многократно перевыполнившего свою задачу. В заслуги британцу внесли «создание полноценного фильма», «отличную работу с актерами» и «неожиданную трактовку оригинального сюжета». Со всем этим можно спорить и спорить — во время просмотра картины нет-нет да и возникает ощущение, что режиссер в основном хотел отделаться от разросшейся до размеров десятилетия франшизы, которой он посвятил изрядный кусок своей жизни. Упрекать Йэтса в чем бы то ни было даже не поднимается рука — специалист выполнил свою работу ответственно, наниматель получает свою выгоду. А публика — вполне зрелищный финал захватывающей истории.

Но в кино, как известно, волшебства не меньше, чем в Хогвардсе, и вот именно этой магии и не хватает со всех сторон замечательным «Дарам смерти». Тем, кто читал первую и последнюю книги Роулинг о Гарри Поттере, не нужно объяснять, насколько очевидна между ними пропасть, выкопанная в расчете на то, что в нее свалится самая разновозрастная аудитория. Экранизация получилась не менее сумбурной — логика, присутствующая в построении отдельных моментов, распадается на составляющие при попытке окинуть взглядом все поле боя.

И уж тем более нельзя назвать заключительную часть поттерианы полноценным фильмом — английский режиссер не смог бы этого добиться, даже будучи более опытным мастером. Перед нами же творение человека, который, собственно, никак не отметился в большом кино до работы над картиной «Гарри Поттер и Орден Феникса», что делает его дальнейший путь не только любопытным для нас, но и нелегким для самого режиссера. Предложений после проделанной работы у Йэтса явно будет хоть отбавляй, но и следить за ним будут с уже вполне определившихся позиций.

Говорить об игре актеров в последней части поттерианы даже как-то неловко: большинству из них пришлось выступать в ролях, знакомых, как костюмы из собственного гардероба, — при этом многие из этой одежды заметно выросли. Отдельного внимания, пожалуй, заслуживает работа Алана Рикмана над ролью профессора Снега. Но, во-первых, Рикман со времен первого «Крепкого орешка» пользуется репутацией талантливого актера, а во-вторых, сомнительные персонажи, которые оказываются в самом конце положительными да еще и страдающими от неразделенной любви, всегда по-особенному воспринимаются зрителем.

Поттериана, безусловно, затянулась, поэтому особых эмоций не вызывают ни гибель некоторых персонажей (кровожадность подсказывает, что погубить стоило кого-то менее второстепенного), ни поцелуй Рона и Гермионы, ни отчаянные попытки Дэниэла Редклиффа изобразить интерес к собственной роли. Гарри Поттер на финальном отрезке запутался в чувствах, нахватал слишком много невыполнимых миссий и вообще проиграл основному оппоненту в мотивации. Грустно смотреть на персонажей вроде Драко Малфоя, окончательно утратившего понимание себя самого как представителя темной или светлой стороны.

Впрочем, повторюсь, фильм сделан вполне качественно, как и полагается финалу. Особых претензий не вызывают даже не всегда уместные заигрывания режиссера со столпами кинематографического мэйнстрима вроде «Матрицы» или «Звездных войн». За оживших каменных исполинов, бьющихся за Хогвардс, вообще отдельное спасибо — создателям фильма удалось вселить в них души, а в зрителя — сочувствие в те моменты, когда каменная плоть воинов разлетается на куски от точных попаданий артиллерии сил зла.

В итоге мы получили фильм, который целиком и полностью соответствует собственному слогану: все действительно закончилось, и никакого желания продолжать в ближайшее время не появится ни у одной из сторон. На мой взгляд, наиболее реалистично Гарри, Рон и Гермиона выглядят в финальном отрезке, когда действие происходит «19 лет спустя». По лицам героев мы видим, что никакое волшебство не спасло их от семейного быта — неувлекательного приключения, в которое оказываются вовлеченными и маги, и маглы.