Здания, в которых есть бассейн и даже бомбоубежища, могут стать домами для белок и бурундуков.Здания, в которых есть бассейн и даже бомбоубежища, могут стать домами для белок и бурундуков.

Комплекс «Юный бамовец», который называют детской республикой в тайге, был открыт в конце 80-х годов на берегу реки Гилюй рядом с железнодорожной станцией Бестужево. До 2006 года детский лагерь принадлежал железнодорожникам, и проблем с финансированием, а соответственно, и с содержанием здесь не было. Профсоюзные комитеты многочисленных предприятий МПС распределяли за сезон более тысячи путевок, и дети со всего БАМа с удовольствием отдыхали в «Юном бамовце». Последние 5 лет оздоровительный комплекс больше не относится к столь солидной организации, как ОАО «РЖД», и является самостоятельным акционерным обществом. Новый статус заставил руководство учреждения уже по-другому подходить к поиску желающих отдохнуть на берегу Гилюя в 40 километрах от Тынды. Теперь пришлось наряду с другими подобными комплексами участвовать во всевозможных конкурсах на право заключить договоры на оздоровление не только детей, но и взрослых.

— Мы готовы предложить свои услуги всем жителям города, у нас организованы туры выходного дня, зимой к нам приезжают на лечение пенсионеры. Но главные наши друзья — это дети, их мы ждем в течение всего года. К услугам наших гостей современное медицинское оборудование, — такие интервью два года назад федеральным СМИ давал директор комплекса «Юный бамовец» Владимир Лылык.

Для ребят действительно были созданы комфортные условия: площадки для игр на свежем воздухе, зимний сад, бассейн. Была здесь даже своя конюшня. Но самым главным достоинством лагеря всегда была его лечебная база. Медики предлагали десятки самых разных процедур: соляные пещеры, магнитотерапия, электролечение… В «Юный бамовец» отправляли детей не только с севера Приамурья, но и из Якутии.

Круглогодичный цикл оздоровления предусматривал и обучение ребят во время учебного года, поэтому осенью, зимой и весной в лагерь приезжали учителя. В августе 2010 года «Юному бамовцу» не продлили лицензию на лечение детей. Поэтому последний сезон ребятам делали только общие процедуры, лечебные — уже не имели права. Возможно, именно это послужило причиной того, что в лагерь стали меньше отправлять детей, при этом затраты на содержание здания и персонала оставались прежними. Сейчас штат работников уже сократился на треть. При этом, по словам оставшихся сотрудников, зарплату им не платят уже четвертый месяц. А из-за долгов начались перебои с поставками продуктов.

— Все гибнет на наших глазах, мне очень жаль, ведь столько трудов сюда было вложено, сколько мы пролечили детей! — эмоционально делится старшая медсестра оздоровительного комплекса «Юный бамовец» Людмила Гайдамако. — Мы сейчас бьем во все колокола, пишем письма во все инстанции. Нам стыдно за нашего руководителя, который довел лагерь до такого состояния.

О предстоящем банкротстве и предполагаемом закрытии лагеря сотрудники узнали недавно. Как оказалось, у акционерного общества больше нет денег на дальнейшее содержание здания. Коммунальщики грозятся в предстоящую зиму не включать воду и отопление.

Получить комментарий от руководителя комплекса Владимира Лылыка нам не удалось: телефоны молчат, а двери офиса в Тынде закрыты. Последний раз с директором «Юного бамовца» общались наши коллеги с местного телевидения. Это было в августе.

— Я вам ничего вразумительного сказать не могу, у меня больше нет денег содержать лагерь, — ответил тогда Владимир Лылык.

Владимир Михайлович уже пре-дупредил коллег, что работы больше не будет, хотя официального подтверждения о закрытии лагеря еще нет. Люди просто ушли в отпуска.

— Я никуда отсюда не уеду и буду работать до последнего. Мы еще надеемся, что лагерь оживет, — говорит старший воспитатель Надежда Кучеренко.
Эксперты называют еще несколько причин, из-за которых лагерь пришел к банкротству. Это слишком дорогие путевки и удаленность от Тынды. Стоимость путевки в летние месяцы здесь превышала 30 тысяч рублей, при этом сам лагерь находится в 40-километрах от города, и добраться до недавнего времени туда можно было только на поезде. Поэтому с каждым годом количество отдыхающих снижалось. Учителя и медики Тынды считают, что с закрытием лагеря больше всего пострадают дети из малообеспеченных семей. Раньше за счет органов социальной защиты им выделялись бесплатные путевки в этот лагерь. Это было существенной поддержкой для таких семей, потому что выехать за пределы Тындинского района большинство из них не имеют возможности.

Если в ближайшее время руководство «Юного бамовца» не найдет выхода из сложившейся ситуации, то уже в скором времени уникальные строения, которые снабжены даже бомбоубежищами, станут домами для белок и бурундуков.