Акцию «Вспомнить все и рассказать нам» ей устроили корреспонденты АП.

— Первое, что меня поразило в институте, — это объявления, которые висят сразу на входе, — призналась Елена Пастухова. — Это была своя кипучая, творческая жизнь. Все, что происходило в институте, можно было узнать, просто открыв первые двери. На объявлениях переписывались, устраивали некое подобие чата.
Однако не только объявления удивили ее тогда. Далее были арки, высокие потолки и удивительной красоты лестница, пронизывающая, по словам директора музея, «всю историю БГПУ», как будто эта лестница идет через века, от первого этажа до пятого. И статуя Владимира Ильича, стоящая в переходе между первым и вторым этажом.

Подойдя к деканату историко-филологического факультета, внезапно выяснилось, что директор областного музея до сих пор не избавилась от страха перед ним. Даже сейчас, спустя 30 лет со дня поступления в вуз, благоговение перед авторитетами преподавателей все еще сохранилось в душе нашей проводницы по университету.

— Очень волнуюсь, — призналась она, открыв двери деканата…. И тут же встретила свою студенческую знакомую, а ныне преподавательницу кафедры русского языка Зою Романову. Перекинувшись парой фраз со старой подругой, Елена Ивановна сделала еще шаг и увидела заведующего кафедрой литературы Александра Урманова. Кстати, как позже объяснила Елена Пастухова, она регулярно бывает в БГПУ, а в свое время даже вела здесь пары у студентов. Видимо, именно этим объясняются ее многочисленные знакомства в университете. Дальше встретила методиста заочного обучения историко-филологического факультета Татьяну Юрченко она не знала.  И мы решили с ней познакомиться и заодно узнать, как справляет свои именины женщина, постоянно работающая среди студентов.

— Ужин в кругу семьи, — поделилась своими планами на сегодняшний вечер именинница.

После визита в деканат Елена Пастухова по нашей просьбе показала свои любимые аудитории. Первой такой стал кабинет на втором этаже с табличкой «Музей имени Б. С. Сапунова». Раньше здесь проходили занятия по археологии.

— Они всегда были очень интересными, Борис Семенович на своих парах просто летал во времени и пространстве, — вспомнила Елена Пастухова.

Интересно было и на археологической практике — святой обязанности студентов-историков. Во время раскопок на реке Селемдже, напротив поселка Пионер, рафинированные дамочки-студентки попали в неожиданную ситуацию: однажды утром они проснулись в затопленном лагере, а змеи, чтобы спастись от воды, лезли к ним в постель. Правда, как уверила она, паники не было, а преподаватели спасли всех студенток, собирая их по палаткам на лодках.

Пусть не такими захватывающими, но все равно увлекательными были пары и в кабинете истории («нас учила плеяда блестящих, гениальных историков»), и в аудитории номер 348 («здесь те же парты, что и 30 лет назад, и то же самое пианино у входа»). Особое место занимала в студенческой жизни 80-х годов библиотека.

— У нас тогда библиотека была забита полностью, люди очередь занимали, чтобы сюда попасть. Здесь встречались люди с разных факультетов, влюблялись, — шепотом рассказала директор музея, оглядывая пустую библиотеку, в которой было лишь семь посетителей.

— Примерно шесть лет назад начало пустеть помещение, — шепотом ответила ей библиотекарь.

— И лампы зеленые на белые поменяли, — опять же шепотом произнесла директор музея…

Уже уходя, кандидат исторических наук призналась, что самое главное, чему научил ее вуз, — это умение учиться.

— Вообще я люблю свое студенчество.… А дверь все-таки поменяли, раньше тяжелее была, дореволюционных времен, — оценивающим взглядом окинула директор музея вход в вуз. На прощание.

Совет от Елены Пастуховой

Базовые предметы для современных студентов:

История искусств. Ее нужно изучать в студенчестве, потому что потом не будет времени, и начинать надо с античности. Нужно знать западноевропейское искусство, разбираться в его основных направлениях. Это уровень образованности каждого человека, показатель его цивилизованности.

Языки. Необязательно свободно владеть, но нужно изучать иностранные языки, особенно китайский. Он развивает чувство ритма, звука… Это же удивительный язык!

Диалектика. Необходимо знать законы развития мира и общества, в жизни они обязательно понадобятся. Количество приводит к качественному росту, борьба противоположностей — эти правила работают как у личности, так и в обществе и природе. Знание диалектики вернет то, чего многие люди лишились, — масштабности мышления.