«Половина усыновителей — это одинокие женщины», — уточняет Алексей Рудов.«Половина усыновителей — это одинокие женщины», — уточняет Алексей Рудов.

Почему наши земляки не торопятся брать сирот на воспитание и как помочь детдомовцам обрести семью — своими мыслями создатель «Школы приемных родителей» поделился с корреспондентом АП.

— Алексей Геннадьевич, ваш визит в Приамурье как-то связан с нашим отстающим положением по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей?

— Амурская область занимает четвертое место с конца по семейному устройству детей. Хуже дела обстоят только в Иркутской области, Еврейской автономии и Ненецком округе. Однако я сюда приехал не с инспекцией. Моя цель не уличить ответственных лиц или наказать их, а помочь людям словом и делом. Моя основная задача рассказать, как обстоят дела в других регионах. Я много летаю, езжу по стране и вижу: где есть желание ответственных лиц, заинтересованность некоммерческих организаций, там работа движется и дает неплохой результат. У вас, я уже заметил, есть сдвиги в положительную сторону, общественность озабочена этим вопросом. Сюда я приехал по приглашению организации содействия приемным семьям «Мамонтенок», которая запускает «Школу приемных родителей».

— Какие формы работы используют передовые в «сиротском» вопросе регионы?

— Лидеры — Ростовская и Белгородская области. Там есть полное взаимодействие власти и общественности. В Ростовской области введена система поощрений для тех, кто ищет приемных родителей. В Белгородской проходит регулярное обучение специалистов органов опеки. На курсы приезжают не только местные чиновники, но и из других, более успешных регионов. Люди обмениваются опытом, налаживают связь, решают проблемы сообща.

— С 1 сентября вступает в силу закон о подготовке кандидатов в усыновители. Обязательные курсы приемных родителей — это ваша инициатива?

— Не только. Хотя часто приходится работать с законодательством. Большинство законов действительно сырые и представляют массу, написанную практиками. А теория с практикой не всегда дружат. Многое не стыкуется. В итоге такого законотворчества выходит тришкин кафтан. Здесь подлатали, там подделали. В этом случае из списка тех, кто должен пройти обязательные курсы приемных родителей, ухитрились вычеркнуть близких родственников детей. А ведь бабушки и дедушки — это как раз та категория, которая зачастую и возвращает трудного подростка государству. Берут, пока маленький, а потом сдают обратно.

— Что мешает амурским родителям брать детей в приемную семью, на ваш взгляд? Низкий уровень жизни или длительная и волокитная процедура сбора документов отпугивает?

— Помните, в «Собачьем сердце» профессор Преображенский говорил: разруха в головах. Не берут не потому, что денег мало платят или область дотационная. Имущественное положение не так сильно влияет, тем более что ребенка можно взять под опеку. Сегодня государство значительно помогает усыновителям. У вас проблема в том, что нет соответствующей информации ни о детях, ни о том, как к этой процедуре готовиться. За детьми в очереди стоит кто? Бездетные пары, которые сами родить не могут, и им позарез нужен ребенок. А есть люди, которые имеют хороший достаток и хотят пополнить свою ячейку общества. Есть и те, которые никогда над подобным вопросом не задумывались. Абстрактного ребенка трудно хотеть. Другое дело, если ты видишь перед собой конкретного малыша… Большинство тех, кто ищет ребенка, хотят взять маленького. Если дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в больницах и о них никто не знает, то вряд ли за ними придут. Поэтому в первую очередь эту категорию необходимо устраивать в семьи.

— Звезды американского шоу-бизнеса усыновляют детей, расхватывают как горячие пирожки. Наши — стараются сами родить. Почему на этот раз западная мода обошла Россию стороной?

— Наш шоу-бизнес и их очень сильно отличается. Американские звезды пожинают лавры, российские — пашут как негры. И это хорошо, что они не усыновляют детей. Такое решение должно быть обдуманным, а не ради моды или пиара. В отличие от богемы известные люди подходят к этому вопросу взвешенно и разумно. К примеру, двое приемных детей воспитываются в семье адвоката Барщевского. Ваша коллега, Светлана Сорокина, стала приемной матерью, и так сделали много других знаменитостей. Берут многие, но свое пополнение стараются не афишировать. Семья и ребенок — это тонкая материя, поэтому ответственность высока. Один промах может стоить судьбы ребенка.