• Вес водолазных галош — 16 кг. У них свинцовая стелька-подошва, которая выполняет функции утяжелителя
  • Тянем-потянем… Раздевают и одевают водолаза четверо.
  • После полутора часов работы под водой Александр Уютов отогревается чаем.

Плановые работы, свидетелями которых мы стали, уникальные и проводятся впервые за всю 37-летнюю историю станции.

Специалисты новосибирской компании «Подводгидрострой» очищают скальное основание правобережной подпорной и водораздельной стенок плотины, чтобы потом начать подводное бетонирование. Водолазы работают вместе с буровиками из ООО «Гидроизол», которые монтируют плавучую платформу с бурильной установкой — такой в России еще не было.

На ГЭС подчеркивают: восстановительные работы на правой подпорной и водораздельных стенках плотины — это плановые мероприятия. Они потребовались из-за разрушения слабых скальных пород в нижнем бьефе плотины, возникшего в результате холостых сбросов при пропуске паводка. Подобные размывы в той или иной степени бывают практически на всех высоконапорных ГЭС, оборудованных водосливной частью. На устойчивость плотины это никак не влияет, так как стенки непосредственно не являются частью основного гидротехнического сооружения. Также работы необходимы для защиты от повреждения водопровода городского водозабора, находящегося в районе водосброса.

Водолазы работают с октября прошлого года. Грунт им приходится поднимать в воде вручную. За полтора часа Александр Уютов наполнил камнями две корзины — это 1,5 кубического метра, около 3 тонн. На наших глазах содержимое сеток высыпают на берег. Здесь уже внушительная груда камней. Только на участке правобережной стенки подводники вытащили около 360 тонн скального грунта. Кстати, специально для Зейской ГЭС Благовещенский судостроительный завод разработал плавсредство — плашкоут для установки крана, который позволяет поднимать и опускать грузы массой до 4,5 тонны.

Пока водолаз наполняет грунтом корзину, мы мерзнем, ждем «наверху», и даже слышим его дыхание — оно передается на весь берег по громкой связи. Погружаются ребята без баллонов с кислородом, чтобы тяжелая амуниция не осложняла движение. Используют вентилируемое снаряжение, когда воздух подается по шлангам. В день подводники совершают по 5—6 спусков.

«Это только дайверы могут много погружаться, а у нас правила», — поясняют нам водолазы. 

Водолазная группа занята по 12 часов в сутки, трудятся без выходных. Ныряют здесь по одному, два человека на обслуживании, плюс страхующий и руководитель.

Водолазы проводят по полтора-два часа в воде. Ее температура, кстати, тут +2 +3 градуса, условия считаются экстремальными — спуск и подъем происходит на открытом воздухе. Но работы специалисты приостанавливали только в самые лютые морозы — согласно водолазным нормам, если столбик термометра опускался ниже 35 градусов. Закончив свою часть «подводной операции», водолаз постепенно поднимается наверх — с соблюдением режима декомпрессии, проще говоря, делая остановки на определенной глубине, чтобы выделение азота из крови не было бурным. Коллеги помогают ему подняться на водолазную станцию. Водолаза раздевают и одевают как маленького, но в этом нет ничего удивительного — обмундирование весит 82 кг! Самостоятельно облачиться и снять экипировку он не сумеет.

Есть тут и барокамера — она представляет собой бочку, где создается давление для прохождения декомпрессии — когда нет возможности на длительный подъем. В момент нашего визита обошлись без нее.

— Я погружался и на 75 метров на Усть-Илимской ГЭС в Иркутской области, здесь глубина пока до 18 метров — это тоже прилично, но выдержки не такие большие, 5—10 минут, — довольно бодро поясняет нам Александр, согреваясь горячим чаем. О недавней тяжелой работе напоминает лишь румянец. Сам он из Новосибирска, там его дома ждет семья. — У нас есть опыт работы на различных гидротехнических сооружениях — насосных станциях, водозаборах, ГРЭС, ТЭЦ, других гидроэлектростанциях, так что не привыкать. Из особенностей на Зейской ГЭС — тут налимы надоедают, их очень много, такие привязчивые! Что делаем с ними? Жарим! — шутит водолаз. И серьезно добавляет: — Отгоняем, чтоб не мешали.

Как признался нам водолаз из Новосибирска, он увлекается рыбалкой, так что богатство фауны Зейского моря оценил по достоинству. Никаких примет у укротителей гэсовских пучин нет, и вообще свое дело они необычным не считают. Разве что простывают очень редко — в водолазы, как и в космонавты, идут здоровые и крепкие ребята. «Обычная у нас профессия. Это раньше была романтика, сейчас уже рутина, трудимся, как и наверху», — скромничают мужики. Кстати, пенсионный возраст у водолазов подсчитывается часами погружений — чтобы выйти на заслуженный отдых им нужно провести под водой 3,5 тысячи часов.

В день нашего приезда водолазы доставали грунт со стороны правобережной подпорной стенки, сейчас перешли на участок у водораздельной стенки.

— Очистка скального основания — камни доставать — физически тяжелая работа. После мы приступим к подводному монтажу опалубки — это самый сложный технический процесс, и потом уже к бетонированию, — объясняет последовательность работ и их особенности заместитель главного инженера ООО «Подводгидрострой» Сергей Абрамкин. — Бетон нельзя укладывать на разобранный скальный грунт, необходимо, чтобы была ровная чистая скала, иначе опять может произойти размыв. Этот метод бетонирования исключает соприкосновение с водой пыли, песка, примеси водорослей. Схватка происходит хорошая, бетон набирает прочность и застывает.

Непосредственно эта технология укладки бетона на глубины более 15 метров впервые отрабатывалась нами на Бурейской ГЭС — с 2007 по 2010 год, там было уложено порядка 8 тысяч кубометров бетона.
Работы водолазы планируют завершить к октябрю. По расчетам гидроэнергетиков, все восстановительные мероприятия на ГЭС закончат к концу года.

Плавучая платформа для Зейского моря

Вместе с водолазами трудятся на морозе буровики и сварщики. Сотрудники компании-подрядчика из Санкт-Петербурга ведут монтаж плавучей платформы, на ней смонтирована буровая установка. «Мы забурили три сводных трубы в дно. Из них будет сделана опалубка, между ними и в трубы будет залит бетон, — поделился механик ООО «Геоизол» Валерий Волков. — Также мы установили лебедки, платформу можно будет передвигать к левому берегу, правому. Сама она плавучая, но при необходимости ее можно опустить вниз и закрепить. Такая платформа в России применяется впервые».

Цифры

18 кг весит медный шлем водолаза. Такой мы видели в советском фильме о капитане Немо, называется он «трехболтовка». Шлем присоединяется к водолазному комбинезону с помощью трех болтов.

12 водолазов работает на Зейской ГЭС