Глава Белогорского района Денис Инюточкин.Глава Белогорского района Денис Инюточкин.

Можно ли выращивать овощи на глине, из-за чего волнуется Владимир Путин и чем хороша кооперация — АП рассказал участник делегации, глава Белогорского района Денис Инюточкин.

— Денис Владимирович, для начала вкратце расскажите о форуме.

— Это ежегодный российский аграрный форум, цель которого — определить приоритеты дальнейшего развития отрасли. Туда приглашаются фермеры, представители органов местного самоуправления и региональных минсельхозов. В первый день было несколько площадок, на которых рассматривались вопросы земельных, правовых отношений. После были выработаны рекомендации, которые планируется включить в «Программу развития сельского хозяйства до 2020 года», разрабатываемую Правительством России. На второй день на форуме выступил премьер-министр Владимир Путин.

— И какие рекомендации поступили от Амурской области?

— Наш министр сельского хозяйства попросил увеличить количество льготного топлива, которого в прошлом году было недостаточно. Также Сергей Вологдин предложил Владимиру Путину рассмотреть возможность постоянного сохранения и в перспективе снижения тарифа на перевозку грузов с Дальнего Востока в центральные регионы страны. Наши предложения также учли, а всего в этом списке не меньше 40 позиций.

— Нет опасений, что эта программа станет просто декларацией благих намерений?

— По сути своей эта программа просто корректировка существующего курса, и она сегодня уже работает. Смотрите, если выращивается много зерна, то какой смысл дальше поддерживать его производителей, лучше поддерживать что-то другое, например животноводство. Вот мы и вырабатывали рекомендации, благодаря которым можно будет использовать господдержку максимально эффективно.

— Приходилось слышать, что Дальний Восток — это зона рискованного земледелия. Как обстоят дела в остальных регионах?

— Пермяки говорят: «У нас вообще глина, и мы умудряемся на ней что-то выращивать». Конечно, такие регионы, как Кубань, живут другими понятиями. Они зажиточные. У них есть деньги на развитие, и их волнуют другие вопросы, например порты, которые отправляют товар за границу, сегодня просто не справляются с объемами производимой продукции. Кстати, на форуме обсуждался и вопрос вступления в ВТО.

— Некоторые фермеры опасаются, что вступление в ВТО сделает их продукцию неконкурентоспособной.

— Премьер признался нам, что он тоже за это волнуется, но, по расчетам правительства, для экономики в целом это будет хорошо. Да, многие склонны считать, что появится продукция, которая будет стоить дешевле. Но и на сегодняшний день никто не запрещает ввоз продукции из других стран — у нас сейчас на прилавках немало китайских овощей, в Центральной России популярна продукция из Турции и Болгарии. ВТО поможет сделать нашу отрасль конкурентной, ведь мы лет на 50 отстали от всего мира, а задача государства при этом поддерживать модернизацию отрасли. Правда, ВТО не позволяет прямую поддержку сельхозпроизводителей.

— И как быть в таком случае?

— С вступлением в ВТО господдержка не отменяется, а видоизменяется. Возможна поддержка через инфраструктуру, то есть чисто теоретически государство построит тебе свиноферму, а дальше сам. Один из уже действующих в стране примеров: программа «Молодой фермер», когда на грантовой основе выбирают лучший бизнес-план и предприниматель получает на развитие до 1,5 миллиона рублей.

— В каком круглом столе вы принимали участие?

— Я участвовал в обсуждении развития малых форм хозяйствования и кооперации на селе. На западе страны очень развита кооперация, когда учредителями кооперативов являются сами граждане. У меня мысль возникла, что такое и у нас нужно развивать, но весь вопрос в инициативных людях. Во-первых, кооперация позволяет наладить переработку. Во-вторых, наши фермеры по наступлению осени начинают демпинговать, чтобы побыстрее продать товар. Этим пользуются перекупщики. Если бы была какая-то ассоциация, то сами производители бы извлекли из этого выгоду.

— Раз нет, может, они и не нужны? На Западе, например, упор на индивидуальное фермерство.

— Наоборот! Во всем мире развиты подобные формы работы. Фермер не может в одиночку поставить оборудование, к тому же, когда работаешь один, оно наверняка не будет загружено. Пока мы подыскиваем человека, способного этим заняться.

Цифра

50,2 тысячи тонн топлива потребуется амурским аграриям на полевой сезон в 2012 году. В прошлом году эта цифра составляла 45 тысяч тонн. Рост связан с увеличением посевных площадей