Зинаида Андреевна с актрисой Светланой Крючковой. Фото: Андрей ОглезневЗинаида Андреевна с актрисой Светланой Крючковой. Фото: Андрей Оглезнев

Моя собеседница — Зинаида Андреевна Рыкова, старший администратор концертного отдела Амурской областной филармонии. Совсем недавно Указом Президента России ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу.

Виолончель в кочегарке

В областную филармонию Рыкова пришла работать в 50 лет. По ее словам, доработать до пенсии. И задержалась еще на тридцать с лишним. Человек с непревзойденным организаторским даром. Неподдельной интеллигентностью. Энергией, которой может позавидовать любая 20-летняя барышня. Секрет такой колоссальной работоспособности, как и все гениальное, прост. Зинаида Андреевна безумно влюблена в жизнь. В культуру. В артистов, как родной филармонии, так и заезжих, организацией концертов которых она занимается.

— Нет в городе уголка, куда бы мы не заглядывали с концертами, — говорит Зинаида Андреевна. — Были времена, когда артисты филармонии приезжали выступать в учреждения даже в обеденный перерыв. А однажды наши виолончелисты приехали играть в кочегарку. Только представьте, как кочегары слушали камерную музыку! Затаив дыхание.

Музыкальное искусство с помощью Рыковой пробиралось в самые отдаленные районы области. Чего только стоило привезти в глухое село Иосифа Кобзона! Чего вообще стоит найти подход к каждому артисту, будь то звезда с мировым именем или только начинающая, восходящая. А уж звезд на своем веку Зинаида Андреевна повидала немало. Лещенко, Пьеха, Талызина, Моисеев и многие-многие другие, приезжая вновь в Благовещенск, встречаются с ней как со старой доброй подругой.

Плед для Валерии

Конечно, не все артисты бывают настолько доброжелательны. Но в том и мастерство — суметь угодить самым требовательным, капризным, чтобы любые гастроли прошли без сучка и задоринки — вот в чем настоящий профессионализм администратора.

— Однажды к нам приехала певица Валерия, — рассказывает Зинаида Рыкова. — Мы выполнили все ее требования, подобрали необходимый реквизит для номеров, и вдруг в последний момент Валерия вспомнила, что для декораций еще не хватает клетчатого пледа.
До выступления оставались считанные секунды, и, как по мановению волшебной палочки, администратор раздобыла клетчатую шаль, которая вполне успешно сошла за плед.

— Ничто не может помешать мне организовать концерты, — улыбается опытный администратор.

Был случай, когда одного из артистов филармонии побили на улице. Мероприятие на носу, а у него синяк под глазом. Недолго думая, администратор хватает в охапку незадачливого подопечного и на всех скоростях едет в поликлинику, врывается к врачу, минуя длинную очередь. «Делайте что хотите, но концерт должен состояться, артисту необходим презентабельный вид!» — выкрикнула она в запале. И концерт действительно прошел на ура. Будто и не было никакого форс-мажора.

Шпильки и коллекция шляпок

Очень часто за уникальным человеком стоит необычная родословная. Дед Зинаиды Андреевны был волостным писарем. В селе Песчаноозерском Октябрьского района у ее родителей было большое имение, огромный дом, сад, березовая роща. Когда мама вышла замуж, рассказывает Рыкова, ей даже не пришлось менять фамилию. Жених и невеста были однофамильцами. Пикаловы.

Самодеятельностью будущий администратор увлекалась с пеленок, очень любила петь, занималась спортом и всегда побеждала в областных забегах на 80 метров с прыжками через барьер. И даже была манекенщицей!Получила первую премию во всероссийском показе мод.

— Знаете, — призналась она, — я до сих пор хожу на шпильках. Привычка хорошо выглядеть у меня с юности. Люблю экстравагантную, красивую одежду, а шляпки — вы не поверите — у меня их целая коллекция! Где-то около сорока, и некоторые из них даже служат в концертных номерах как реквизит!

Пожалуй, это тот самый случай, когда человек и его профессия неразделимы, как сиамские близнецы. Бывая в Москве, Зинаида Андреевна старается побывать во всех театрах, пересмотреть все премьеры, а дома очень любит почитать исторические книги, посмотреть кино, прогуляться с подругами по набережной и, если хорошее настроение — а оно у Рыковой визитная карточка, — спеть во всеуслышание «Когда простым и нежным взором», «При лунушке, при луне».

— Что придает мне сил? — задумывается она на минуту над моим вопросом. — Ощущение молодости. В моей душе живут 50-е. Живут воспоминания о любви, о танковом училище, в котором работала руководителем художественной самодеятельности долгое время, и вечное, не дающее покоя стремление быть полезной, нужной людям. Мне некогда болеть и раскисать, — говорит 84-летняя женщина и при этом глядит на меня с таким задором, что я начинаю сомневаться в ее возрасте.
Только к концу нашей беседы я поняла: опавшие листья — это не усталость, не конец, это самый расцвет осени.

Опавшие листья — красные и желтые, слегка порозовевшие от легкого мороза, и прозрачно-янтарные, высвеченные солнцем. Опавшие листья шуршат аплодисментами. Вздымаются в небо под порывами бесшабашного ветра и падают разноцветным ковром к вашим ногам. Браво, Мадам Опавшие Листья! Браво, Зинаида Андреевна! Бис!