Он обошел амурчан и москвичей в открытом конкурсе, заняв два первых призовых места из трех.

Камень в основание памятника был установлен в Свободном еще семь лет назад — в 2005 году, жаркие дебаты о необходимости монумента начались еще раньше. За это время проведено несколько конкурсов среди специалистов и опросов мнения горожан. Однако единодушное решение так и не было выработано. И основные причины тому называются две. Прежде всего это расположение памятника на привокзальной площади. Большинство свободненцев уверены, что «ворота» города — это не место для трагических изваяний, и монумент не должен пугать гостей города своей безысходностью.

Родственники репрессированных же, напротив, непреклонны в том, что весь трагизм истории стоит оставить без творческих прикрас. Им в свою очередь не по душе «безликие» стелы, сглаживающие реальность.

Но главной причиной разногласий специалисты называют нехватку идей на местном уровне. Поэтому губернатором области было принято решение придать конкурсу статус областного и учредить серьезный премиальный фонд, чтобы участие в нем заинтересовало скульпторов со всей страны.

— Идея сработала, — отмечает замминистра культуры Виталий Ребизант. — Участие в конкурсе приняли авторы из Москвы и Омска. Всего на суд жюри поступила 21 работа, большая часть из которых очень профессиональны в своем исполнении.

Когда по итогам голосования были оглашены победители, многие назвали это решение сенсационным. Ведь из более 20 работ два первых места, а соответственно и призы за них (200 тысяч рублей за 1-е и 100 тысяч — за 2-е) забрал автор идей из Омска Сергей Голованцев, приславший на конкурс два проекта. В общем итоге ему досталось 300 тысяч рублей из 350, заложенных в премиальном фонде. Третье место заняла идея заслуженного художника России Николая Карнабеда, многие памятники которого стали визитной карточкой Амурской области. За нее автор получит 50 тысяч рублей.

Первое место заняла скульптурная композиция, изображающая четырех людей, подвергшихся репрессиям, однако не сложивших руки и продолжающих борьбу за справедливость. Второе место отдано 12-метровой стеле, увенчанной изваянием в виде голубей, скованных в полете колючей проволокой. Группа птиц изображена в форме венка — венка памяти. Памятник амурского автора представляет собой композицию с центральной колонной, на вершине которой расположена фигура скорбящего ангела. Вокруг памятника предлагается установить наклонные тумбы, на которые будут закреплены мемориальные плиты с фамилиями заключенных. Колонны украшены спиральным барельефом на темы из жизни заключенных.

Делая свой выбор в пользу той или иной работы, члены жюри не знали, за кого отдают свой голос — работы были представлены без имен авторов, под порядковыми номерами. Однако вчера не обошлось без жарких дебатов.

Споры между членами жюри разразились при обсуждении работ, предварившем само голосование. В числе спорных работ — обелиск с голубями, в итоге занявший второе место. Несмотря на поддержку профессионалов, безапелляционную победу в голосовании среди читателей местной газеты «Зейские огни» и мнение посетителей музея, он был подвергнут критике. Основная претензия касалась «заезженности» самой идеи. «Так выглядят две трети памятников по всей стране», — прокомментировал на дебатах проект Виталий Ребезант. «Это просто обелиск, не раскрывающий тематику», — поддержал его автор Книг Памяти жертв политических репрессий Леонид Журавлев.

Однако также аргументированы были и отклики «за» этот памятник. В числе его сторонников один из членов жюри и председатель творческого Союза художников России Александр Тихомиров: «Обелиск с венком из голубей, опутанных колючей проволокой, четко символизирует саму идею. Это память о скорби. Вместе с тем идея не доведена до какого-то абсурда и гротеска. Такая скорбь не раздражает своей безысходностью. Мы помним о трагических страницах в истории страны. Но вместе с тем память должна быть светлой, а не удручающей».

Александр Тихомиров на правах профессионала заявил, что выделил для себя три проекта, заслуживающих особого внимания. «Какой бы из них ни победил, он украсит собой город», — подчеркнул художник. Из его выбора в тройку победителей конкурса, помимо обелиска с голубями, вошла и работа амурского автора: «В работе есть ассоциации, которые мне нравятся. Столб, колонны — это связь неба с землей. Изображенные на столбе жертвы режима символизируют собой постепенное восхождение душ, которые были здесь лишены свободы и превращены в рабов. Символично также и то, что композицию венчает скорбящий ангел», — так описал работу амурского коллеги Александр Тихомиров.

Какой памятник жертвам БАМлага в итоге будет установлен в Свободном, решит администрация города. К слову, в Благовещенске памятник жертвам политических репрессий будет сдан ко Дню памяти — 30 октября.

Появится стела в сквере Воинов-интернационалистов.

Цифра

886 тысяч политзаключенных прошли через БАМлаг, 115 были расстреляны или умерли, так и не дождавшись оправдательного приговора