«Выбивая» долги по кредитам, сотрудники банков идут даже на угрозы.«Выбивая» долги по кредитам, сотрудники банков идут даже на угрозы.

Кредит в конверте

Мария решила воспользоваться кредитом, и через полтора месяца ей также по почте в конверте пришла пластиковая карта с лимитом в 30 тысяч рублей.

— Я пользовалась картой месяц. Часть суммы сняла через банкомат, несколько раз расплатилась картой за покупки в магазинах. Потом долг погасила, и кредитка просто лежала. Через несколько месяцев начались звонки, мне сообщали, что у меня задолженность по карте, — рассказывает Мария. — Задолженность образовывалась из-за того, что на карте были подключены платные услуги. На этот долг начали начислять штрафы, которые в итоге превысили сумму долга.

За полгода банк начислил Марии Синицыной 3500 рублей за платные услуги — «СМС-банк» и страховку, а также штраф примерно в 4 тысячи рублей. По идее, чтобы банк перестал списывать с клиента суммы за услуги, которыми тот фактически не пользуется, нужно подать заявку на закрытие кредитки.

— Но сделать это практически невозможно, — сетует девушка. — Надо подавать заявку, потом долго ждать результат. Пока ждешь закрытия карты, продолжают списывать деньги за «СМС-банк» и страховку. Когда приходит решение о закрытии карты, на ней опять не хватает какой-нибудь суммы, и банк отказывает в закрытии.

В итоге, устав бороться с постоянно появляющейся задолженностью, Мария написала жалобу в правление банка. «Мне позвонили и сказали: положите туда больше денег, чтобы на момент решения закрытия на ней долга не было. Сейчас ждем очередного решения», — говорит она.

За подругу — в черный список

А пока вопрос с долгом окончательно не решен, сотрудники банка нашли другие способы влияния на «должницу». На ее близких стали сыпаться угрозы. Подруга Марии Алена на несколько дней после звонка из банка потеряла покой.

— Под конец рабочего дня раздается телефонный звонок на сотовый с московского номера. Спрашивают меня, не могу ли я связаться с Марией, — вспоминает подруга. — Я говорю: конечно, в конце рабочего дня я ей позвоню и передам. На этом телефонный разговор окончился. Однако не прошло и четверти часа, как снова позвонили. Говорят: теперь нам нужна вот такая информация, не скажете ли вы номер телефона подруги? В принципе номер телефона — не секретная информация. Я им дала. На что мне сказали, что она не отвечает по этому телефону. Я говорю: ну извините, что я могу сделать? Если она оставила меня как контактное лицо, то всю необходимую информацию я ей вечером передам.

После этих слов тон столичного собеседника резко переменился. От расспросов он перешел к угрозам.

— Мне сказали: если я сейчас же не сообщу им место ее работы и должность, место проживания и регистрации, контакты близких людей, то меня внесут в черный список банковской системы, — с волнением рассказывает Алена. — Это значит, что я никогда не смогу взять кредит. Они обещали испортить мне кредитную историю на всю оставшуюся жизнь. Естественно, я им сказала, что они не имеют права требовать с меня такой информации, потому что я даже не поручитель. Завтра меня кто угодно может оставить в контактных лицах, и в чем я виновата?

В первое время после беседы, пока эмоции были свежи, Алена думала разобраться с шантажистами.

— Я хотела взять у сотового оператора распечатку разговора и обратиться с жалобой, — говорит она, — потому что представители банка сильно наседали, говорили со мной очень грубо. Но я не знаю, насколько это действенно, пока решила отложить разбирательства.

После телефонных звонков Алена получила уже более спокойное СМС-сообщение, из которого она снова узнала, что ее подруга злостная неплательщица и скрывается от банка. Сотрудники кредитного учреждения попросили сообщить координаты и обещали предложить «пути выхода из ситуации».

Обращайтесь в полицию

За разъяснением, что делать, если от банка стали приходить угрозы, и можно ли наказать шантажистов, журналист АП обратился в полицию и амурское управление Центробанка.

— Мне кажется, это блеф, — поделился мнением начальник отдела информации и общественных связей управления МВД по Амурской области Дмитрий Сережичев. — Мне не приходилось раньше слышать о подобных жалобах. В любом случае по вопросам, которые волнуют граждан, беспокоят их, наводят страх, лучше обратиться в полицию. Возможно, сотрудники не смогут сразу установить звонившего или возбудить дело, потому что состава преступления может и не быть. Но в любом случае, если есть чувство беспокойства, стоит обратиться в полицию, чтобы вам дали рекомендацию, что делать.

Представители Главного управления Центробанка РФ по Амурской области прислали в редакцию газеты ответ: «В адрес Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Амурской области жалоб и обращений граждан на действия кредитных учреждений в части последствий выдачи кредитных карт не поступало. При поступлении угроз от кредитного учреждения в адрес физического лица ему следует обратиться в правоохранительные органы, поскольку такие действия не затрагивают вопросов исполнения банковского законодательства, но нарушают гражданские права».

Реальная опасность

В такой ситуации, как Мария Синицына, оказались многие жители России. О своих общих бедах они рассказывают на форумах в интернете:

– Мой брат, когда брал кредит, указал номер моего домашнего телефона. Кредит он не платит. Я с братом не общаюсь больше года. Я просто не знаю, где он находится… Но банк звонит регулярно и начинает угрожать, что, мол, мы должны выплачивать его кредит.

– Имея кредитку этого банка уже почти год, всегда вовремя платила. Сейчас финансовые трудности – не смогла заплатить. Так они мне такого наговорили, что уши в трубочку сворачивались, даже угрожали проблемами с работодателем и что устроят показательный процесс о взыскании с освещением в СМИ!

Читайте условия, просчитывайте комиссию

По мнению юристов, люди, которые решили воспользоваться кредиткой, сами виноваты в том, что не могут справиться с постоянно появляющейся задолженностью.

— Какое-то время они не платят, где-то просрочили платеж, — объясняет причины кредитных «эпопей» юрисконсульт консультационного центра по защите прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии Амурской области Елена Корнеева. — Например, надо заранее просчитывать: если вечером последнего дня погашения задолженности вы произвели платеж, то наутро уже идет просрочка, потому что платеж поступает не мгновенно, а в течение суток.

— Во-первых, если вам по почте пришла карточка, всегда для начала ознакомьтесь с условиями кредитования на сайте банка, — советует Елена Корнеева. — Обычно такие карты присылают московские банки. Во-вторых, когда вы погашаете задолженность по кредиту (оплачиваете через терминалы), надо всегда просчитывать, какая комиссия будет браться за перевод денежных средств.

Часто люди, к сожалению, не смотрят на это. Например, пришла СМС, где указано: минимальный платеж 7200 рублей. Эту сумму и положили, но при этом не учли, что за перевод денег взымается комиссия.

Чтобы в остатке не оказалось, что долг есть, запросите выписку по счету. Письменное заявление направьте в банк, и все. Заявление простой формы: «В связи с закрытием и погашением кредита прошу сообщить сумму задолженности в срок до такого-то числа». Обязательно направьте заявление заказным письмом с уведомлением.

Возрастная категория материалов: 18+