Маршрут № 3 в Тынде проходит по одному из самых сложных рельефов. Поднимаясь от автостанции в гору, он взбирается на самую вершину сопки, где расположен поселок Автомобилистов. Уже отсюда идет затяжной спуск снова к автостанции. Именно на этом спуске и отказали тормоза у старого ПАЗа, который уже давно должны были списать.

— Автобус должен был остановиться на Алтайской, но не смог, потом стал набирать скорость. Водитель сказал пассажирам крепко держаться за поручни и приготовиться к аварии. Когда мы пролетели через дорогу и врезались в лес, все начали кричать, в автобусе все перевернулось, вырывались сиденья. Очень сильно пострадали дети, — рассказывает пассажирка, которой удалось отделаться легкими ушибами.

Как говорят очевидцы, все, кто был в этом автобусе, «родились в рубашке». Самое страшное могло произойти, если бы на пути потерявшего управление ПАЗа на федеральной дороге «Лена» встретилась многотонная фура. В таком случае жертв было бы не избежать. В результате съезда с дороги и столкновения с деревьями автобуса пострадали 7 человек, один ребенок сейчас находится в тяжелом состоянии.

— Я думала, что это землетрясение началось. Такой грохот стоял, я выбежала на улицу, а там автобус в огороде у соседа стоит. Люди кричат, потом стали подбегать спасатели, — делится Ирина Гаврилова.

Причиной столь крупной аварии стало несрабатывание тормозной системы. В разбившемся автобусе были гидравлические тормоза, именно они считались самым уязвимым местом ПАЗов 90-х годов выпуска. С начала 2000-х годов на этой модели автобусов стали использоваться более надежные пневматические тормоза. Правоохранительные органы сейчас выясняют, когда автобус проходил технический осмотр и имел ли право столь старый ПАЗ выходить на линию.

— Задача городской администрации ­— провести конкурсы по распределению маршрутов, а уже ГИБДД, управление по надзору за транспортом должны вести контроль над техническим состоянием автобусов. Только после их заключения дается разрешение на использование автобусов в качестве общественного транспорта, — подчеркивает начальник отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства администрации Тынды Виктор Плотников. — Действительно, разбившийся автобус один из самых старых, он 1993 года выпуска, но это не значит, что этот ПАЗ не имел права выходить на линию. Здесь нужно смотреть не на год выпуска, а на его техническое состояние. Если автобус работал на маршруте, значит, было соответствующее разрешение.

Сегодня в Тынде подобных старых автобусов — большинство. Зачастую в таком общественном транспорте можно увидеть сгнившие полы, проваливающиеся сиденья и протекающую крышу. Когда-то эти автобусы принадлежали муниципальному предприятию «ПАТП», потом часть машин была продана, часть сдана в аренду. Разбившийся ПАЗ — один из них. Городская администрация, в обязанности которой входит организация работы общественного транспорта, последние годы практически не занималась решением проблемы обновления автобусов. Эти вопросы были отданы на откуп индивидуальным предпринимателям, которые брали в аренду или покупали старые автобусы и выходили на маршрут.

— В местном бюджете нет средств для покупки новых автобусов, а индивидуальные предприниматели тоже не хотят покупать новые машины из-за низкого пассажирооборота. Поэтому нам приходится зачастую соглашаться с условиями перевозчиков, чтобы обеспечить все маршруты, в том числе и нерентабельные, автобусами, — объясняет Виктор Плотников.

Довольно странная позиция местной власти: идти на все, не думая о безопасности людей. Возможно потому, что сами чиновники на автобусах не ездят, а на все вопросы отвечают стандартно: нет средств.

Возрастная категория материалов: 18+