Журналист АП не смог продать кабель без паспорта.Журналист АП не смог продать кабель без паспорта.

И если раньше под удар попадало не больше 400 абонентов, то в последний раз обнаглевшие «металлоискатели» обрезали магистральный канал прямо напротив местного отделения полиции, оставив без связи 1200 абонентов. «Амурская правда» решила выяснить, тяжело ли продавать медь и сколько за нее можно выручить.

Воруют кабель давно, по всей области и с завидной регулярностью. Однако, как рассказывают в амурском филиале компании «Ростелеком», наглости нынешних белогорских воров можно только позавидовать. Впервые они объявились 22 февраля в районе, который в Белогорске называют «четвертый километр», и вырубили топором 72 метра кабеля возле офиса Ростелекома. Через шесть дней в том же районе было украдено еще 106 метров, после чего «металлисты» двинулись в направлении центра города. В общей сложности за 2,5 месяца — больше 10 случаев воровства.

Неизвестные любители цветмета украли в совокупности больше километра кабеля, стоимость которого доходит до 1300 рублей за метр. Но, как отмечают в компании, не это самое страшное.

— Сейчас абоненты сидят без фиксированной связи, услуг TVi и интернета, — говорит начальник межрайонного центра технической эксплуатации телекоммуникаций Белогорска Константин Косолапов. — Нам, чтобы восстановить повреждения, по каждому случаю приходится работать около недели, а кабель воруют значительно чаще — порой с регулярностью в три дня.

По его словам, в последний раз такими крупными объемами кабель воровали 4 года назад. Тогда вредителя нашли, тот благополучно отсидел срок 1,5 года, а воры на некоторое время приутихли. Однако нынешним преступникам этот пример, видимо, незнаком. Работники в отчаянии заваривают люки колодцев, чтобы хоть как-то победить неутомимых металлоискателей. Однако пока победа не на их стороне.

— Мы здесь не успеем срастить кабель, а его уже украли. Поэтому теперь, когда уезжаем домой, завариваем крышки. Приезжаем утром — развариваем, а к вечеру опять завариваем, чтобы не украли прямо из-под носа, — рассказывает кабельщик-спайщик Николай Воронин.

О том, что будет, если такой заработок в Белогорске станет эпидемией, работники даже не хотят думать.

— Я думаю, кабеля, сворованного только на «четвертом километре», сдали на 200 тысяч рублей, а в общем больше четверти миллиона выходит, — объясняет инженер Алексей Чалый.

Обозленные работяги предлагают кардинальное решение проблемы. «Медянки» нужно закрывать! — в сердцах рубят мужики. — Нет другого выхода».

Однако силовики утверждают — у них нет этого права.

— Для нас эти события значимы, потому что люди остаются без телефонной связи и интернета, но в юриспруденции есть понятие «уголовно наказуемое деяние», по которому рассчитывается только прямой ущерб от кражи, — рассказали корреспонденту АП в местном отделении полиции. — А прямой ущерб — это украденный кабель. Все остальные убытки, которые несут компания связи и абоненты, будут рассматриваться уже в процессе гражданского судопроизводства.
Даже если удастся все доказать и суд примет сторону Ростелекома, заставив воров выплатить ущерб, шанс того, что деньги вернутся, ничтожно мал.

— Нужно понимать, какие это слои населения и каковы их доходы, — обреченно разводят руками полицейские. — Но для нас пока главное — пресечь дальнейшие посягательства.

Порой, чтобы понять логику поступков людей, нужно всего лишь побывать в их шкуре. Рубить кабель, естественно, не хотелось (да и не дал бы никто), а узнать, сколько может заработать ломщик металла, было интересно. И вот в назначенный день журналист «Амурской правды» направился в Белогорский пункт приема металла компании ООО «Сибметплюс». Взял выданный компанией «Ростелеком» кабель, который после манипуляций их сотрудника превратился в медную проволоку, стоящую 175 рублей за килограмм. На входе встретил суровый приемщик, внимательно оглядевший меня с ног до головы.

— Паспорт есть? — подозрительно спросил он. — Если нет, то дуй за паспортом.

— Брат, пошли, я тебе свой паспорт дам, — с душой протянул стоявший рядом потрепанный мужичок, неожиданно проникшийся ко мне симпатией. Однако приемщик был неуклонен: он хотел увидеть именно мои документы. Они, ясно, были у меня с собой. И не менее ясно, что показывать их я не имел ни малейшего желания. Пришлось отступиться и попробовать продать медь в Благовещенске. Позвонив индивидуальному предпринимателю Галине Малышевой (телефон дали в справочной службе), я попытался «толкнуть» 50 килограммов медной проволоки, предупредив, что паспорт сдал на обмен, а военного билета и водительского удостоверения нет и отродясь не было.

— Есть такой выход — с кем-нибудь, у кого есть документ, подъедете, он сдаст, а деньги у него заберете, — предложили работники пункта приема. — Нам по меди однозначно отчетность нужна: ее регулярно воруют, а полиция, чуть что, сразу приезжает к нам. У нас уже так не один десяток килограммов металла забрали, вот и страхуемся.

Вот так завершился наш эксперимент «сдать кабель, не раскрывая личности». Хотя, возможно, воры обходят крупные пункты стороной и зачастую сбывают кабель в мелкие точки приема. А там медь принимают только у «своих», не спрашивая происхождения товара.

Мнение

Павел Лапин

Начальник ГУ МОМВД «Белогорский» — подполковник 
полиции:

— Одну группу, промышляющую воровством кабеля, мы уже выявили, сейчас самый активный из них находится под арестом. Остальные под подпиской о невыезде. И мы подозреваем, что именно они продолжают воровать, однако пока доказать это крайне сложно, а взять людей под стражу без оснований не имеем права. Уверяю, преступники в любом случае будут задержаны, и им инкриминируют статью 158, часть 1 УК РФ «Кража», и тут уже многое будет зависеть от самих людей. Если человека ранее задерживали и у него есть условный срок, то будет лишение свободы стопроцентно. А если он впервые попался, то отделается условным сроком.

Возрастная категория материалов: 18+