• Хозяин к нашему визиту подготовился — выдал орудия труда.
  • Ветеран Александр Меньшиков ждал не столько помощи, сколько общения.
  • Алексей Григорьевич Демяшов встречал гостей при параде.
  • Спецкор Андрей Анохин вспомнил, как колоть дрова.

— Проходите, не стесняйтесь! Тряпки я приготовил, тазики… Если что еще нужно, то в ванной сами хозяйничайте, — ветеран трех войн Александр Михайлович Меньшиков не скрывает эмоций по поводу приезда целой делегации помощниц. Примечательно, что сама «Амурская правда» ради благого дела временно осталась без своего руководства.

Выход газеты никто не отменял, и пока журналисты собирали материал для очередного номера, на мытье окон отправились генеральный директор Анастасия Шахова, главный редактор Елена Павлова и начальник отдела политики и экономики Ольга Гордиенко.

Несмотря на столь представительный состав группы поддержки, Александр Михайлович взял оперативное руководство операцией на себя. Передвигаясь в стареньком инвалидном кресле, распределил всех по рабочим местам, но от советов воздержался — женщинам виднее вопросы обустройства домашнего уюта.

— Если честно, то я не люблю мыть окна, — призналась Ольга Гордиенко. — Но сейчас просто не могла упустить такую возможность оказать помощь. Раньше подобные акции проводились повсеместно и не только перед праздниками. Мы, будучи школьниками, постоянно «тимурили» — приходили к участникам войны, помогали по хозяйству. Сейчас ветеранов так мало осталось, и наша помощь — лишь небольшая дань уважения их подвигу. Тем более что Александр Михайлович нас так душевно встретил, вы бы видели, как светятся его глаза! Он уже несколько лет не выходит на улицу, и, как мы поняли, соседи особо не заглядывают. Мне вообще кажется, что он не столько ждал нашей поддержки, сколько возможности пообщаться.

«Тимуровцы» в грязь лицом не ударили и по итогам работы не получили нареканий. Во многом это стало возможным благодаря планомерной подготовке к акции. Например, Анастасия Шахова запаслась специальными резиновыми шкребками и с ловкостью профессиональной домохозяйки очень быстро увеличила прозрачность окна в спальной комнате. По ходу дела призналась — у самой дома большие окна, и волей-неволей приходится регулярно набивать руку.

Ольга Гордиенко освобождала от пыльных разводов большое окно и дверь на балкон. Лоджию оттирали совместными усилиями. Елене Павловой повезло с кухней — пока работа спорилась, фронтовик душевно беседовал с нашим главредом. Несмотря на все протесты, гостеприимный хозяин принялся за организацию небольшого домашнего застолья, и все это сопровождал рассказами о военной молодости. Нарезал колбаски, сала, всем налил непременные фронтовые сто грамм.

К слову, «Амурская правда» уже не первый раз в гостях у этого замечательного человека. 31 марта 2012 года на страницах издания вышел очерк «Знать больше командующего» о фронтовом связисте, который даже встречался с Жуковым.

Скромность рядового пехотинца

— Там дождь накрапывает, но топором можно и под навесом махать, — по-деловому распорядился пехотинец, наводчик станкового пулемета «максим» Алексей Григорьевич Демяшов.

Пока женщины АП моют окна, мужская часть делегации засучивает рукава и приступает к заготовке дров. Фотокор Андрей Оглезнев, водитель Антон Журавлев и ваш покорный слуга Андрей Анохин, все вместе хором, а то и по очереди распускают на бруски большие чурбаки, наваленные кучей прямо во дворе. Учитывая, что городским жителям браться за топор приходится нечасто, дело не сразу спорится. Однако через пятнадцать минут былая сноровка возвращается, и возле забора растет куча свежезаготовленного печного топлива.

— А вообще зря вы все это затеяли, мы пока и сами еще управляемся, — добродушно то ли ворчит, то ли подбадривает Алексей Григорьевич. — Вот еще на нас время тратить.

Люди, прошедшие войну и знающие цену человеческой жизни, крови и поту, проявляют неоправданную скромность даже в самых, казалось бы, типичных ситуациях. Хотя есть этому и вполне рациональное объяснение. Как признались сами ветераны Тамбовки, по хозяйству им помогают социальные работники. Полы помыть, пуговицы пришить, купить продуктов. Алексей Григорьевич и вовсе живет с дочерью и зятем. Наш фронтовик несколько лет назад схоронил жену, остался один на склоне лет в селе Козьмодемьяновка. В сельской местности управляться тяжело, а тут еще комиссия жилищная отказала в улучшении жилищных условий.

— Сказали: дом хороший, подкрасим вам тут, подбелим, и все нормально будет, — сетует ветеран. — Я рукой махнул им, сказал — не надо мне ничего. Вот дети меня в Тамбовку и забрали. В семье зятя и дочери жить и веселее, и легче. Хотя бы за дрова голова не болит. А тут еще целая команда помощников приехала. Да, и еще, что касается улучшения условий, то мы суд выиграли, теперь осталось новую квартиру дождаться.

Слово за слово — за войну разговорились. В разгар беседы пришел председатель районного совета ветеранов Владимир Чуян. По его словам, жилищные проблемы нашего фронтовика действительно сдвинулись с мертвой точки. В центре Тамбовки строится новый многоквартирный дом со всеми удобствами. Не исключено, что до конца года Алексей Григорьевич отпразднует долгожданное новоселье.

Японцы били из-за каждого камня

— Мне ведь всего 16 было, когда война началась, в 43-м только в армию призвали, и сразу на Дальний Восток, — вспоминает Алексей Григорьевич Демяшов, участник войны с Японией.— Здесь граница совсем голая была, всех с немцами биться отправили. Мы, новобранцы еще, в казарму заходим, а там только несколько сержантов. В районе Каникургана служить пришлось. Японцы нам носа высунуть не давали, но мы хорошо укрепились — вдоль Амура сплошные огневые точки стояли. Вечером 8 августа 45-го года — тревога, мы пешком до Константиновки, а уже на следующий день — переправа на другой берег.

Устали страшно. Смотришь, боец от строя отделился и идет куда-то сам по себе. Его командир за руку хватает, а тот натурально спит прямо на ходу. Весь день мы по территории врага спокойно шли, а как темнота наступила, вот тут они за нас и взялись. Стреляют непонятно откуда, смотрю, одного раненого понесли, там радиста убили… У них такая система обороны была, что там прямо семьями жили. Доты в несколько этажей, и стены такие, что никаким снарядом не пробьешь. Нас в атаку бросают, но огонь плотный и бьют из-за каждого камня. Тут одного понесли, там второго.

Саперам пришлось вплотную к этой сопке подбираться. Уж не знаю, сколько они туда взрывчатки заложили, но рвануло так, что столб дыма на сто метров в небо ушел и нас самих чуть не завалило землей и камнями. Потом подходим — воронка огромная, там эти японцы вместе с женами, кошками, собаками… даже лошади там у них жили. Продуктов питания запасено столько, что пять лет можно никуда не выходить.

Кстати

95 добрых дел совершит «Амурская правда» в честь юбилея газеты. Тимуровская акция помощи ветеранам в Тамбовке стала нашей первой лептой — с нее мы начинаем отсчет добрых поступков, которые запланировали выполнить в течение этого и следующего года. Если вы знаете, кто нуждается в поддержке, или у вас есть предложения — пишите! 95-летие АП отметит 24 февраля 2013 года.

Возрастная категория материалов: 18+