• Ведущие дневного эфира Михаил Митрофанов, Лариса Топольская и Светлана Казачинская сменяют коллег.
  • Корреспондент АП поработал на приеме звонков.
  • Рабочее место звукооператора с видом на студию.
  • Михаил Митрофанов в эфире хранит нордическое спокойствие.

 

Информативный формат

Эта история началась рано утром, как начинается любой другой день на радио. В шесть утра, пока большая часть жителей областного центра еще мирно сопит в своих кроватях, работники «Эха Москвы в Благовещенске» начинают готовиться к утреннему эфиру. 

— По данным Росалкогольрегурирования… Росакогор… Росарко… Ай, ладно. По данным информагентств, водка подорожает… — вслух читает подготовленный к эфиру текст ведущая новостей и по совместительству журналист АП Екатерина Кузьмина. 

Так повелось, что новостники приходят первыми, чтобы заранее выбрать из картины минувшего дня четыре-пять важных событий и успеть их «начитать». Все новости в прямом эфире каждые полчаса. Быстро ознакомив слушателей с последними происшествиями, журналист сломя голову мчится из эфирной студии в ньюсрум, чтобы за 20 минут сделать новую подборку событий. Тем временем на смену приходят ведущие эфира, которые на протяжении всего времени говорят. Никакой музыки и веселых конкурсов — исключительно вдумчивые рассуждения.

— Это стиль «Эха», это его формат. У других радиостанций основная задача — развлечь слушателя, а наша задача — его проинформировать, — объяснил в перерыве между эфирами ведущий Сергей Богаев.

Эфирная студия — место особое. Здесь отключены все телефоны, между собой все обмениваются жестами, а у пришедших постоянно что-то спрашивают, и оттого гостям здесь очень страшно. Для радийщиков же студия — дом родной. Например, Сергей Богаев еще в далеком 1984 году сменил перо журналиста «Амурской правды» на микрофон Государственной телерадиокомпании, стаж на радио — 19 лет. Его коллега по утреннему эфиру Олег Никитин в радийщики записался в 1997 году. Тогда же, когда и зашедший в студию Павел Савинкин.

Павел Андреевич (или, как его называют тут, ПалАндреич) — человек, к мнению которого прислушиваются практически все журналисты Приамурья. Каждое утро на радиостанциях «Авторадио» и «Эхо Москвы» можно услышать его обзор прессы, где он выделяет самые интересные материалы в газете. Попасть туда — весьма почетно для авторов, а уж услышать свою фамилию в прямом эфире — и вовсе редчайшая похвала.

— Каждый день к половине шестого утра я приезжаю на издательско-полиграфический комплекс «Приамурье» и забираю газеты, — рассказал спешащий ПалАндреич. — И за 7 лет обзор прессы не был ни разу сорван. За это, в том числе, спасибо «Почте России», вовремя поставляющей мне газеты.

Гости и «косяки»

Статистика говорит: утром аудитория у радиоприемника меняется каждые 20 минут. Радийщики стараются эту разношерстную публику удержать. Один из способов — утренний гость в редакции. Темы для беседы самые разные. Например, подборка за последнюю неделю: искусство и воспитание, кинофестиваль «Амурская осень», митинги в Москве, поездка ветеранов-афганцев в Афганистан. В день нашего визита речь шла о запрете торговли разливным пивом в жилых домах. Говорили с директором сети пивных магазинов. Он, естественно, был против этого запрета, а Богаев с Никитиным в это время играли в «плохой ведущий — хороший ведущий».

— Знаете, мне это разливное пиво и люди, его пьющие, совсем не мешают, — задумчиво рассуждал Олег Никитин.

— А что в итоге-то? Ни одно общегородское мероприятие не обходится без подростков с пластиковыми бутылями! — следом наседал на гостя Сергей Богаев. — Центральная набережная превратилась в общественный туалет. Что, везде милиционеров ставить?

Однако в итоге все закончилось хорошо и полюбовно, хотя, как признаются сами ведущие, нередко в прямом эфире случается то, что иначе как «косяк» и не назовешь. То одни распекают своих коллег, разбавляя свою речь крепким словцом, забыв про включенный микрофон, то другие, по незнанию, ставят в эфир песни с матерком. А порой жару дают сами собеседники.

— Сидит как-то на интервью Дмитрий Варшавский, солист группы «Черный кофе». Я ему: «А почему вы по телевизору не выступаете?». А он такой в прямом эфире: «Стану я с этими *вырезано цензурой* на сцену выходить», — вспомнил Олег Никитин.

Видео от радио

В перерывах между утренним и дневным эфирами — планерка у директора радиостанции Эльвиры Оверченко. Работой на радио она занимается с 19 марта, хотя за хрупкими женскими плечами уже 21 год на телевидении и 2 года работы корректором в типографии «Зея».

— Телевизор и радио — разные вещи. Например, приходят телевизионщики писать озвучки для радийных программ. Они кивают головой и машут руками, активно жестикулируя, объясняет Эльвира Оверченко. — Они делают это, чтобы добавить эмоций в голос, а эмоций не добавляется. Хотя на экране это смотрелось бы хорошо.

Напоследок директор поделилась своими планами на будущее. Уже сейчас аудиоверсии разговоров с гостями можно найти на сайте amur.info, в скором времени будет доделана студия, и планируется вести видеотрансляцию прямиком в интернет. На этом, удовлетворенный увиденным, корреспондент АП покинул самое необычное радио в Благовещенске. И если вы думаете, что все эмоции в этот репортаж не влезли, а на радио непривычно, интересно и там обязательно нужно побывать, то поздравляю вас. Вы правы.

Итак, эта история закончилась. Уже ясно, что завтра утром в шесть часов в ньюсрум вбежит, как всегда, невыспавшийся новостник. Не успев поставить чай, он (или она) с круглыми глазами начнет искать новости, а уже ровно в семь радио скажет нам его (или ее) голосом: «Здравствуйте, с вами «Эхо Москвы в Благовещенске». Ясно, что рядом будут сидеть ведущие эфира, а сквозь толстое стекло за происходящим в студии будет внимательно наблюдать звукооператор. Вот только одно пока неясно, что скажет про этот репортаж в своем завтрашнем обзоре прессы Павел Савинкин. А, ПалАндреич? Что скажете?

Возрастная категория материалов: 18+