Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Полкило, а уже человек

С этого года в России ввели новые нормы рождения и регистрации новорожденных, принятые Всемирной организацией здравоохранения. Государство в корне изменило правила обхождения с детьми, родившимися значительно раньше срока. Врачи теперь будут выхаживать младенцев, появившихся на свет, начиная с 22-й недели, весом от 500 граммов и ростом от 25 сантиметров. А их матери получат свидетельство о рождении ребенка.

По словам неонатологов, младенцы, родившиеся с массой тела до 2500 граммов, считаются новорожденными с низкой массой тела: до 1500 граммов — с очень низкой массой тела, до 1000 граммов — с экстремально низкой массой тела. Они самые уязвимые, их очень сложно лечить и выхаживать. Ведь все органы и системы у таких деток еще недостаточно развиты, и чтобы они выжили, нужно создать уникальные условия — они должны быть максимально приближены к внутриутробным и выполнять часть еще не созревших функций организма. Таких детей врачи первое время прячут даже от дневного света, укрывая кувезы одеяльцами.

— Только в первые сутки жизни таким детям необходимо ввести препаратов, обеспечивающих развитие легочной ткани, внутривенное питание и прочие жизненно важные функции, на сумму до 40— 60 тысяч рублей, — такие цифры нам озвучили в минздраве области. — А интенсивная терапия в течение одного месяца выливается в серьезную сумму — от 250 до 500 и более тысяч рублей.

Датчик на пяточке

Реанимационные палаты отделения новорожденных, где стоят всего по два высокотехнологичных кувеза, подключенных к сложной системе электронного управления, напоминают космические мини-станции. Старший ординатор отделения Наталья Латюк нажала ногой на педаль, и крышка инкубатора плавно поплыла вверх, приоткрыв нашему взгляду почти невесомое чудо, имя которому — человек. В ту же секунду от лампы, расположенной у изголовья крохи, стало поступать тепло, поддерживая необходимую температуру.

— Этот кувез американского производства — многофункциональный, — рассказала Наталья Георгиевна. — Легким движением руки ложе с ребенком можно поворачивать в разные стороны. Оно приспособлено даже для проведения хирургических вмешательств.

— А что это прикреплено к пяточке малютки? — поинтересовалась я.

— Чтобы следить за состоянием ребенка, но при этом не открывать кувез и не тревожить младенца, каждое прикосновение для которого — это стресс, он постоянно находится на мониторном наблюдении, — пояснила доктор. — Ребенок подключен к аппаратному дыханию и разным датчикам. Они показывают его сердцебиение, изменение температуры тела, артериального давления, уровень насыщения тканей кислородом — это важнейший параметр жизнедеятельности организма. Всего три минуты отсутствия дыхания или сердцебиения полностью истощают запас кислорода в организме, и человек погибает.

Маму этого младенца доставили в перинатальный центр из амурской глубинки на реанимобиле санавиации. Во время преждевременных родов у женщины началась отслойка плаценты, поэтому ей провели экстренную операцию «кесарево сечение». Мальчик родился не только с экстремально низкой массой тела, но и в состоянии тяжелой асфиксии, у него отсутствовал пульс, имели место выраженные дыхательные расстройства — проблема всех глубоко недоношенных детей.

— Организм таких деток еще мало приспособлен к жизни во внешней среде, зачастую не может усвоить даже грудное молоко. Поэтому наряду со специальными дорогостоящими смесями, которые мы вводим через зонд в желудок, через вену обеспечивается поступление белков, жиров и жизненно важных микроэлементов, — Наталья Георгиевна осторожно приподняла мизерную ладошку, которая была меньше фаланги ее пальца. — Ребенок, конечно, тяжелый и очень нужный — он нужен и маме, и нам. Поэтому мы прилагаем все силы, чтобы он не только выжил, но и качество его дальнейшей жизни не пострадало.

Пустая песочница

Я смотрела на этот красный комочек, а перед глазами стояла беременная женщина, с которой за полчаса до этого познакомилась у кабинета генетика. Татьяна приехала на обследование в центр планирования семьи из отдаленного района. Три года назад она пережила страшную потерю — ее первенцу, который родился намного раньше срока весом менее 800 граммов, не суждено было выжить.

— Мы с мужем вместе уже больше десяти лет, живем в достатке. У нас есть все — хороший дом, хозяйство, машина, бог не дал только самого главного — детей, — поведала амурчанка свою горькую семейную историю. — Я лечилась у разных докторов, муж возил меня и к морю, и на разные курорты. Мы потеряли было уже всякую надежду, и вдруг я узнала, что беременна. Я просто летала от счастья…

Достав из кармана платок, женщина отвернулась к окну. Мне было стыдно, что я ненароком разбередила ее незаживающую душевную рану.

— Андрей взял на себя все заботы по дому, оберегал меня от тяжелой работы. Мы сразу же корову продали — сами понимаете, сколько с ней хлопот. А Зорька у нас такая хорошая была — и молочная, и покладистая. До сих пор жалко… Помню, сядем с мужем вечером и мечтаем, как будем жить дальше. Уже имя ребеночку придумали, решили: если родится дочка, назовем ее Наденькой, а если мальчик — Игорем. Он даже песочницу во дворе построил.

Вся съежившись, Татьяна обняла руками чуть выпуклый живот. В ее глазах появилась тревога. Пережив однажды потерю, она со страхом ожидала, что ждет ее впереди. Сумеет ли доносить это свое дитя? Предыдущая ее беременность закончилась выкидышем на 24-й неделе. Я не стала узнавать причину, почему Таня не доносила первенца, чтобы не причинять ей еще большую боль.

— Если бы перинатальный центр построили раньше, наш сыночек мог бы выжить, — с горечью заметила женщина.

Сегодня таких детей спасают. За пять месяцев 2012 года только в областном перинатальном центре родилось 110 недоношенных детей, из них 20 с весом менее килограмма — 17 «экстремалов» выжило.

И Ньютон, и Гете родились недоношенными

До 2012 года официальная «граница спасения» младенцев в России была такова: срок 28 недель и вес — 800 граммов. Если такой новорожденный подавал признаки жизни, у него было дыхание, сердцебиение, то начинался неонатальный период — ему оказывалась помощь, и только через неделю родителям выдавалось свидетельство о рождении.

Считалось, что это уже преждевременные роды, а до 28 недель — еще выкидыш. Многие доктора были уверены: у ребенка, рожденного таким незрелым, очень мало шансов выжить, а если он выживет, останется инвалидом по дыхательной системе, зрению, центральной нервной системе. Такого новорожденного и ребенком не называли, о нем говорили как о безличном существе: плод. Врачи не были настроены оказывать помощь таким детям, откровенно признают сами медики.

— Не давая детям, рожденным ранее установленного срока, даже шанса попытаться выжить, мы действовали, как древняя Спарта, где незрелых и слабых младенцев выбрасывали в пропасть, — привела пример кандидат медицинских наук Наталья Климова. — При этом за двухсотлетнее существование это государство не прославилось ни одним знаменитым философом, математиком, аналитиком или изобретателем. В итоге мужественная Спарта погибла от собственной бездарности, методично уничтожая тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к линейке, перу или резцу. Научно доказано, что у детей, рожденных с проблемами в какой-то одной сфере, другая компенсируется и развивается.

Конечно, не все слабые талантливы, но именно из этой массы чаще выходят гениальные люди. Наталья Викторовна привела много примеров, когда дети, рожденные с физическими недостатками, потом прославили свое государство. Любимый многими композитор Бетховен был глухим. В свое время экстремально недоношенными родились Ньютон, Гете, Наполеон и многие другие личности, оказавшие значительное влияние на ход мировой истории. Но что значат все достижения мира по сравнению с пониманием матери: «Мой ребенок будет жить!»?

Ответы на важные вопросы найдете в АП

Наша область одна из первых в ДВФО вошла в пилотный проект по комбинированному пренатальному скринингу (диагностике нарушений развития плода). О том, какие проблемы возникают у медиков в связи с его реализацией, шла речь на «круглом столе», который состоялся на днях в перинатальном центре с участием «Амурской правды». 

Что будет, если беременная женщина не успеет пройти необходимые обследования до 22 недель, а потом выяснится, что у плода имеется серьезная патология? Сделают ли ей аборт?

Почему с 1 июня в городах и районах области у беременных прекратили забор крови для генетических исследований?

Почему УЗИ при сроке беременности 11—13 недель необходимо делать только в центре планирования семьи АОКБ?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы в следующем четверговом выпуске нашей газеты.

Возрастная категория материалов: 18+