В домашнем хозяйстве Людмилы Козарез — три кошки и три собаки.В домашнем хозяйстве Людмилы Козарез — три кошки и три собаки.

Одна на пять сел

Сельский фельдшер — это не работа, это образ жизни. Днем или ночью, на работе ты или на огороде — к тебе могут обратиться за помощью. «Никогда не отказываю, — твердо говорит Людмила Козарез. — Ведь я — медицинский работник!»

В этом году Людмила Павловна отмечает юбилей — 45 лет она отдала медицине. В 1967 году закончила райчихинское медучилище. Несколько лет, девчонкой, поработала по направлению в Селемджинском районе, а потом снова вернулась в родную Березовку. С 85-го года Людмила Козарез трудится фельдшером отделения скорой помощи при участковой больнице, которое, помимо Березовки, обслуживает еще четыре села Ивановского района: Петропавловку, Семиозерку, Надеждинское и Солнечное.

— Раньше врачи дежурили круглосуточно, а сейчас с четырех вечера и до восьми утра фельдшер вдвоем с водителем остаются одни — на все пять сел. А ведь бывает сразу 2—3 вызова или «автодорожка» с несколькими пострадавшими. Иногда села вообще остаются на время без медпомощи, когда больных приходится госпитализировать. Везем и в Благовещенск в сердечно-сосудистый центр, и в Ивановскую ЦРБ, и в Усть-Ивановку в психоневрологическое отделение, — перечисляет Людмила Павловна. — Хорошо, что выручает «скорая» со Среднебелой — если у них поспокойнее, то приезжают к нашим больным. Также и мы им помогаем.

Роды по дороге

 В березовской участковой больнице три ночных фельдшера. Людмила Павловна — самая опытная.
— Мне 21 июня 64 года будет, — не скромничает женщина. — Уже несколько лет собираюсь на пенсию, да главврач отговаривает: ты поработай, говорит, еще, молодых подучи. Но я сама уже чувствую — сложновато становится.

Работа сельского фельдшера действительно не из легких. И физически, и морально человек за 16 часов просто выматывается. Ведь вызовы не отсортируешь. Приходится выезжать к тяжелым деткам и на кровавые ДТП.

— По осени у нас в «автодорожке» было сразу четверо пострадавших, трое — со смертельным исходом, — вздыхает Людмила Павловна. — А был случай — выехали на электротравму. Мальчишки разоряли сорочьи гнезда на опорах — там много алюминия, залезли на столб, и одного ударило током. Я сразу позвонила на подстанцию, чтобы отключили электроэнергию. Мы приехали, а мальчишка висит на самом верху — зацепился ремнем за крюк и болтается. Мы его никак снять не можем, подстелили одеяло и около 40 минут ждали, пока электрики подъедут. Когда его загружали в машину, он был в коме. Но быстро пришел в себя, через сутки уже удрал из больницы.

Несколько раз фельдшер становилась главным свидетелем рождения новой жизни. На ее счету 7 или 8 принятых родов — точно число уже и не вспомнить. Приходилось принимать малышей и прямо в машине «скорой».

— Помню, в тот день было сразу несколько вызовов — боли в сердце, боли в животе и роженица. Быстренько выехала на сердце, потом взяла роженицу, заехала за женщиной с болями в животе и поехала их обеих госпитализировать в ЦРБ. А она, как отъехали от Березовки, начала рожать, — улыбается фельдшер. — У меня даже автомобиль был не укомлектован для этих целей, пришлось ребенка заворачивать в медицинский халат. Но нормально родили, без осложнений.

Сейчас дверь открывать — страшно

 Сейчас, признается фельдшер, работать тяжелее не только из-за увеличившейся нагрузки и возраста. Сейчас люди другие.

— Раньше любому без страха дверь открывала — и днем и ночью. Теперь не знаешь, кто за порогом окажется. Может, наркоман — все знают, что у меня при себе 1—2 ампулы всегда есть. А может, ненормальный какой-нибудь. Вот буквально на днях я шизофреника отвезла в Усть-Ивановку. Страшно, но открываю. Я ведь медработник.

На традиционный вопрос: «Медик — это обычная работа или призвание?» — Людмила Козарез отвечает без заминки:

— Конечно, призвание! Сейчас многие учатся только ради дипломов. Вот из них и врачи соответствующие получаются. Поэтому возмущаются больные, что внимания к ним нет. Настоящий врач и выслушает человека, и вылечит. К тому же, если ты любишь работу, чувствуешь удовлетворение от того, что помогаешь людям — никакие стрессы нипочем.

Лето — это ДТП, порезы и инфаркты

За дежурную смену — а это 16 часов — бригада может принять и 15, и 18 вызовов. Бывает по-разному: то приходится выезжать к больным 10 раз подряд, то 2—3 вызова за ночь. Количество обращений от сезона к сезону остается на уровне. Меняются лишь причины.

«Сейчас пойдут ДТП, травмы, порезы, инфаркты. Они, кстати, в последнее время существенно участились. Если раньше 2—3 в год было, сейчас только за 5 месяцев 5 человек госпитализировали с инфарктами», — говорит Людмила Козарез.

Картина дня: пьяные дети

Как отмечает сельский фельдшер, в последнее время существенно увеличилось число детей, поступающих в алкогольном опьянении. «Раньше мы вообще с такими ситуациями не сталкивались, а сейчас это не редкость. Вот недавно девочку 10-летнюю привезли в отделение, положили на кушетку и уехали. Она в коме, я не пойму, что с ней, — вспоминает Людмила Козарез. — А ведь мне нужно поставить предварительный диагноз! Но тут у нее началась рвота, появился запах алкоголя — стало ясно, что к чему».

Возрастная категория материалов: 18+