Заграничные бахчевые не задерживаются на прилавках Благовещенска.Заграничные бахчевые не задерживаются на прилавках Благовещенска.

— Покупайте арбузы, есть китайские, есть узбекские, — продавщица фруктовой лавки Анна вовсю рекламирует свой товар. — Те, что побольше, узбекские, по 70 рублей за кило, поменьше — китайские, по 60. Но они все хорошие.

Отличить узбекский арбуз от китайского достаточно просто. Бахчевые из солнечного Узбекистана крупнее и посветлее, из Поднебесной — помельче и с темной коркой. На мини-рынке по улице Калинина возле развлекательного центра «Вулкан» бойко торгуют и теми и другими. На просьбу показать сертификаты на бахчевые Анна без вопросов достает из-под прилавка пачку бумаг и демонстрирует необходимые документы. 

По ее словам, несмотря на то что цены на арбузы пока кусаются, горожан это не отпугивает. 

— Что вы, товар у нас не залеживается, — продолжает рекламу продавец. — Мы каждый день завозим новые фрукты, и арбузы у нас всегда свежие.

В соседней лавке цены на арбузы те же, но в ответ на просьбу показать документы — лишь удивленный взгляд. На условиях анонимности продавщица рассказала, что сертификатов нет, и она в этом не виновата. 

— Откуда у нас разрешения? Мы берем арбузы у поставщиков — узбеков и китайцев, а у них документов вообще нет. Почему все стрелки всегда на нас переводят? Это вопрос не к нам — почему в Россию пропускают несертифицированную продукцию? — возмущается женщина. 

Неподалеку от базы «Дружба», что на КПП, арбузы продаются в каждом ларьке. Сочные зеленые ягоды уложены большими горками, над ними высятся рукописные объявления — «Арбузы из Узбекистана». Подхожу к одной из лавочек, спрашиваю цену. Китайский арбуз мне соглашаются отдать по 70 рублей за кило, узбекский — за 80. Перед покупкой прошу показать сертификат. 

— Да какой сертификат? Хорошие арбузы! — отвечает продавец Саузи. — Никто у нас никаких документов не спрашивает. 

Несмотря на отсутствие бумаг, все же решаюсь приобрести небольшой арбуз. Саузи отрезает мне пробный треугольник, и, удовлетворившись цветом, я достаю деньги.

— 288 рублей, — называет сумму продавец.

— Вот пишут все, что плохие арбузы, — говорит мне вдогонку его коллега по имени Харбуза. — А это тепличные арбузы, хорошие.

Возле торгового центра ГСТК на Игнатьевском шоссе арбузов немногим меньше. Цены здесь в среднем на десятку ниже, у каждого фруктового развала висят картонные таблички: «узбекские арбузы, не дорого», «сочные спелые арбузы». Но с сертификатами на продукцию здесь также проблемы. 

Касан, продавец одной из фруктовых лавок, достает пачку бумаг и долго пытается найти нужный сертификат. Не обнаружив его, быстро переводит разговор в обычное русло: «Есть документы, все есть. Вкусные арбузы!»

Бахчевые Касан продает, как и везде: 60—70 рублей за килограмм. Для покупателей он готов сделать скидку, но узнав, что я к их числу не отношусь, сразу теряет ко мне интерес. Почти все торговцы на рынке признаются, что сертификаты на арбузы — бумаги необязательные. «У нас их никто не спрашивает», — замечает один из продавцов. 

Однако у контролирующих органов противоположное мнение. 

— Если у предпринимателя нет сертификатов на безопасность продукции, это безусловное нарушение, — прокомментировала АП начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Амурской области Вера Арапова. — Также обязательно в документах должно быть указано происхождение арбуза. Вообще, все нормальные арбузы вызревают в конце июля. может быть, это лето в Узбекистане выдалось особо солнечным, вот они и появились у нас раньше.

Впрочем, как добавила заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Амурской области Надежда Жукова, ни в этом, ни в прошлом году по результатам мониторинга лабораторных исследований превышения содержания вредных веществ в арбузах обнаружено не было. 

Возрастная категория материалов: 18+