• «Круглый стол» в редакции АП.
  • Ирина Ладыгина, экономист фирмы «Амуртурист»
  • Программный директор «Амурского областного телевидения» Виталий Малышев, турист-одиночка.
  • Евгения Малько, руководитель офиса «Пегас Туристик».
  • Галина Морозова, начальник отдела туризма фирмы «Амуртурист».
  • Татьяна Подмарева, менеджер страховой компании «ВСК».

Можно ли поставить знак равенства между словами «страховка» и «безопасность»? Ответ на этот вопрос искали участники «круглого стола», который прошел в редакции АП.

Полис «в нагрузку»

— Мы с мужем заказали путевки в Таиланд в одной турфирме, а когда пришли их получать, нам вместе с путевками выдали страховые полисы, — рассказала свою историю читательница АП Лариса. — Честно говоря, мы удивились. Ведь страховать или нет свою жизнь и здоровье, по идее, должно быть делом добровольным. Но нам эти полисы просто навязали, а ведь за них, наверняка, пришлось еще и немало денег заплатить. Мы сказали, что нам страховка не нужна, но в агентстве ответили, что тогда не смогут продать нам путевки. И это показалось еще более странным.

Никакой странности, а только исполнение федерального законодательства, говорят специалисты. Сегодня продать путевку без страховки не имеет права ни один туроператор или турагент. Причем полис оформляется независимо от того, в какую страну отправляются путешественники. 

— Если туристическое агентство продало путевку человеку, оно несет за него ответственность. Это закреплено в федеральном законе о туризме, — поясняет начальник отдела туризма фирмы «Амуртурист» Галина Морозова. — При приобретении путевки мы можем предложить клиенту оформить разные виды страховок: от несчастного случая, страхования гражданской ответственности, отказа от поездки и так далее. Он может согласиться или отказаться. Единственная страховка, которую придется оформить в любом случае — это медицинская. Без нее путешествие попросту не состоится. Более того, часть туристов за границу выезжают в составе организованных групп, по спискам безвизового пересечения. Они подлежат страхованию в любом случае. Контроль осуществляет министерство внешнеэкономических связей, туризма и потребительского рынка Амурской области. 

Что такое медицинская страховка, из чего складывается ее стоимость и может ли она существенным образом повлиять на цену путевки? Представители турбизнеса уверяют: нынешние расценки на страховой полис для туристов настолько демократичны, что в сумме общих расходов практически незаметны, однако пользу, которую он может принести на отдыхе, сложно переоценить. 

— Принцип действия страховки такой: вы платите сравнительно небольшой страховой сбор, а взамен получаете гарантию того, что, в случае заболевания на отдыхе, вам будет оказана медицинская помощь, — рассказывает менеджер страховой компании «ВСК» Татьяна Подмарева. — Лимит суммы, на которую действует страховка, в разных странах разный. Самая минимальная сумма страхования — 15 тысяч евро — для поездок в страны с безвизовым режимом, такие, например, как Китай. Минимум для некоторых государств Юго-восточной Азии — 30 тысяч долларов. Для стран Шенгенского договора — 30 тысяч евро. Для поездки в страны Америки нужно застраховаться минимум на 50 тысяч долларов. Такие внушительные суммы складываются из учета стоимости самого серьезного страхового случая — репатриации (вывоза) тела в случае смерти, эти расценки в каждой стране разные. Стоимость страхового полиса, которую человек оплачивает, зависит от продолжительности маршрута и от вида транспорта, который доставляет его на отдых. Так, например, если выехать в Хэйхэ на пару дней — то это будет порядка 40 рублей на человека. Если это пятнадцатидневный маршрут в Бэйдайхэ, то это уже рублей 600. Минимальная стоимость — 0,5 евро в день, при условии использования железнодорожного транспорта, и 1 евро в день, если предстоит лететь самолетом. 

Перелом — звонок — больница

Получив на руки страховой полис, турист хочет знать, от каких недугов он его защищает и как, в случае наступления страхового случая, он сможет получить помощь. И об этом представители турфирмы должны рассказать обязательно. Предлагая одинаковые виды помощи, разные страховщики гарантируют разный порядок ее оказания.

— Мы работаем с несколькими страховыми компаниями, — рассказывает руководитель офиса фирмы «Пегас Туристик» Евгения Малько. — У большинства из них договор об обслуживании туристов заключен с конкретными лечебными учреждениями в конкретной стране. Если вы заболели, то, чтобы получить бесплатную помощь, нужно обратиться только в эти учреждения. В противном случае лечиться придется за свой счет. 

Если вы застрахованы по такому принципу, иметь при себе страховку, находясь в чужой стране, нужно всегда и везде. Упал на улице, сломал ногу — сначала позвони в свою страховую компанию, уточни, в какую больницу ехать, и только потом вызывай «скорую» или такси. 

Вариантов, когда медицинская страховка работает в любой больнице, немного, но они тоже встречаются. Часто такой вид страхования доступен для туристов, выезжающих в Китай.

— В КНР работает страховая компания China life. Это наши партнеры, — делится подробностями представитель фирмы «Амуртурист» Ирина Ладыгина. — В случае заболевания нашего туриста, он обращается в эту компанию и они сами организуют его доставку в лечебное учреждение и улаживают все вопросы с оплатой лечения. 

«Хроникам» на заметку

Выяснили, куда ехать в случае необходимости — уточните у туроператора, на какие виды заболеваний распространяется бесплатная медпомощь по вашей страховке. Здесь, по словам страховщиков, у туристов часто возникает недопонимание. Заплатив за медполис, люди думают, что могут лечиться бесплатно от всего, но это заблуждение.

— Необходимо подчеркнуть, что, страхуясь на минимальную сумму, клиент получает только экстренную помощь, — отмечает Татьяна Подмарева. — Это различные травмы и острые заболевания, требующие немедленного вмешательства врачей. Бывали случаи, когда люди попадали в больницу, заказывали себе палату-люкс, пользовались самыми дорогими дополнительными услугами, а потом привозили в страховую компанию счета на большие суммы. Естественно, никто не стал им возмещать подобные траты.

Ожоги, переломы, отравления, инфекционные заболевания — стандартный набор экстренных случаев. Однако он может быть расширен. За дополнительную плату можно включить в него, например, стоматологическую помощь, которой в минимальной страховке просто нет. Максимум, на что может рассчитывать человек, у которого разболелся зуб на отдыхе, — это услуги хирурга-стоматолога. Больной зуб удалят. На это в страховке заложено порядка 100 евро. 

Не самый простой вопрос — лечение обострившихся хронических заболеваний. Здесь бывают случаи, когда помощь могут оказать за счет страховой компании, а могут и за счет туриста. Как правило, при обострениях люди лечатся за свой счет, а потом, собрав все справки и платежные документы, представляют их в страховую компанию. Специалисты отделов по урегулированию претензий выясняют, не было ли обострения болезни в течение полугода до момента выезда отдыхающего. Если подтверждения этому нет, то расходы на лечение возмещаются. 

— К нам редко обращаются по поводу хронических заболеваний, обычно люди, которые знают свои «болячки», возят собственные лекарства и справляются с проблемами своими силами, — говорит Ирина Ладыгина. — Однако не так давно был случай, когда у женщины на отдыхе в Санья произошел приступ панкреатита. Болезнь началась внезапно, и сначала ее не могли распознать. Женщину обследовали, провели лечение, она собрала все чеки, и здесь страховка покрыла ее расходы. 

«Золотой» аппендицит

Путешествовать самостоятельно, не связываясь с туристическими агентствами, в последнее время стало весьма популярно. Как в таких случаях оформить страховку? Программный директор «Амурского областного телевидения» Виталий Малышев, один из таких туристов-одиночек, уверяет: иметь дело непосредственно со страховой компанией нисколько не сложнее, чем оформить страховку через туроператора. Гарантии в этом случае турист получает те же.

— Я систематически выезжаю из страны сам, всегда страхуюсь и помогаю знакомым это сделать, — рассказывает Виталий. — Причем обычно мы оформляем не только медстраховку, но также страхуемся от несчастного случая, страхуем багаж, проблемы с ним случаются: его то потеряют, то сумку вскроют. Сегодня застраховаться совсем несложно. Как правило, все операции можно сделать онлайн, на сайте компании. Тут же и полис распечатать. На прошлой неделе друзья поехали отдыхать. Им такая комплексная страховка на месяц обошлась в 1700 рублей на двоих. Сумма ничтожно малая по сравнению с тем, во что могут стать непредвиденные медицинские расходы. 

О стоимости лечения за рубежом ходят легенды, и совершенно не беспочвенно. В одной из последних поездок Малышев сам в этом убедился. В Таиланде с его другом приключился аппендицит. Если бы парень не был застрахован, то, наверное, до сих пор бы расплачивался с долгами за лечение.

— В 400 километрах от ближайшего города на острове у него заболел живот, — вспоминает Виталий. — Обратились в местный госпиталь, там сказали, что это пищевое отравление, выдали порошки, сделали укол. Однако лучше ему не стало, и мы поехали на материк. По дороге позвонили в страховую компанию, нам сказали, в какую больницу обратиться. Уже в больнице поставили диагноз «аппендицит» и поздно вечером того же дня сделали лапароскопию. После этого друг провел в стационаре еще 3 дня, и его выписали. Сумма лечения в общей сложности составила 280 тысяч бат (примерно 280 тысяч рублей)! Все расходы покрыла страховка. Конечно, быстротечность лечения сыграла свою роль: через 10 дней, уже в России, ему пришлось снова ложиться в больницу, но тем не менее тайские доктора оказали своевременную помощь. До перитонита дело не дошло.

Еще один страховой случай, который произошел с самим нашим собеседником, потребовал бы меньших медицинских расходов, чем операция по удалению аппендикса, но и здесь страховка сработала безукоризненно. Виталий упал и растянул связку на запястье. В больнице ему сделали рентген, выдали какие-то мази. Лечение оценили в пять тысяч бат, которые перечислила страховая компания. Ради интереса, вернувшись домой, Виталий попытался получить еще одну выплату — по страховке от несчастного случая. Несмотря на то что в качестве доказательства он привез рентгеновский снимок, в выплате ему отказали.

— Очень сложно доказать, что с тобой произошел несчастный случай, констатирует Малышев. — Нужно обязательно подтвердить это заключением от российских врачей, а такого заключения мне здесь никто не выдал — рентгеновского снимка и чека оказалось недостаточно. Нужна была еще справка с переводом на русский язык. Поэтому если вы рассчитываете на подобную страховую выплату, всегда собирайте все бумажки, медицинские заключения, чеки, справки, требуйте, чтобы вам выдали все на руки. Только тогда у вас есть шанс.

 

Страховка не работает, если:

вы беременны и срок беременности более 12 недель;

в момент получения травмы или несчастного случая вы были пьяны или находились в состоянии наркотического опьянения;

застрахованное лицо покончило жизнь самоубийством;

в стране пребывания начались боевые действия или произошли природные катаклизмы.

Кстати

Страхование от невыезда в последнее время также становится популярным. Турагентства рекомендуют воспользоваться им тем, кто планирует отпуск в странах Шенгенского договора. Иногда в выдаче визы отказывают. И тогда страховка поможет вернуть деньги, потраченные на путевку. 

Цифра

450 рублей в год в среднем обойдется страховка от несчастного случая  на 50 тысяч рублей, которая будет действовать по всему миру.

Возрастная категория материалов: 18+