• В этом хозяйстве даже подсолнечное масло собственного приготовления.

 

Осколок прошлого среди верениц КФХ, бегущих по дороге прогресса, — хозяйство трех братьев Завгородних в Серышевском районе. Но именно этих людей хочется назвать настоящими крестьянами, потому что лишь в таких местах, как здесь, можно по-настоящему оценить работу тружеников полей.

Об этом хозяйстве мы узнали случайно: искали аграриев, которые еще сеют гречиху. Выяснилось, что последний в страде — КФХ ИП «Завгородний» в Серышевском районе.

— Вы только не подумайте, что они опаздывающие или с нагрузкой не справляются, поэтому лишь сегодня гречиху сеять вышли, — сразу предупредил нас главный специалист отдела сельского хозяйства Серышевского района Юрий Самокрутов. — Там своя технология… Ну да они вам сами все расскажут. 

Мы обещаем быть совершенно объективными и отправляемся искать это хозяйство. Поплутав около часа по проселочным дорогам, наконец обнаруживаем знак «Частная территория. Проезд запрещен». Обрадованный водитель поддает газу, и автомобиль въезжает на территорию хозяйства. Вместо ангаров для техники и административного здания — небольшая летняя кухня на краю леса, деревянный дом и несколько подсобных сараев. На поляне несколько тракторов разной степени собранности.

— Ох, а брат только начал сеялку прикреплять, да потом ее ж еще настроить надо будет. Рановато приехали, — смущенно улыбается глава хозяйства Александр Николаевич Завгородний. Несмотря на то что мы сами напросились выйти с ним в поле, ему неловко заставлять журналистов ждать. — Может, чаю пока выпьете?

С этой фразы и началось наше знакомство с удивительным хозяйством и его не менее удивительными хозяевами. Три брата вот уже 20 лет и владельцы, и работники своего маленького колхоза, в котором, может, и нет прогрессивных достижений сельхозпроизводства, зато есть проверенные годами «дедовы методы» и уверенность, что хлеб достается лишь тем, кто согласен трудиться на земле, не жалея себя.

«Карасей ловим руками»

На столе рядом с кружками появляются тарелки с супом, домашнее молоко, хлеб, мед. Возражения не принимаются.

— Это все свое, домашнее. Мы тут герефордов держим и свиней. Недавно вот пруд выкопали, запустили мальков, — продолжает Александр Николаевич. — Теперь и рыбка своя есть.

Правда, ловить карасей на удочку бесполезно: для этого их нужно сначала как минимум неделю не кормить. Так что рыбу на обед мужчины добывают самым древним способом: заходят в воду и ловят руками. Здесь даже подсолнечное масло делают самостоятельно, для чего каждую весну высаживают небольшую делянку подсолнухов. 

— На земле много не заработаешь, это вам любой аграрий скажет, — говорит Александр Николаевич. — Мы же, по сути, в долг живем: весной взяли деньги на ГСМ, семена, запчасти всякие. Осенью урожай продашь — вся прибыль по долгам и расходится. Вот и живем натуральным хозяйством. 

Мужчина признается: был бы один, давно бы бросил это дело. Но помогают два брата. Средний Владимир — великолепный механик с золотыми руками. Благодаря ему старые советские тракторы и комбайны все еще бодро бегают по полю. И это при том, что технику братья собирают буквально из металлолома: покупают старые, вышедшие из строя машины, ищут подходящие детали и возвращают их к жизни. 

Младший брат, по словам Александра Николаевича, и вовсе мастер на все руки. Это он печет хлеб, шьет одежду на старенькой ручной машинке и, несмотря на инвалидность, помогает братьям на поле.

— Мы тут, считай, по полгода живем: приезжаем в мае, а уезжаем в ноябре, — продолжает аграрий. — Сам я вообще из Белогорска, три дочки, четыре внука есть. Но земля тянет к себе. Труд хоть и тяжелый, но на хлеб хватает — и то хорошо.

Помочь соседским пчелам

Пока мы рассматривали озеро (спины карасей было видно с берега) и вглядывались в мох под деревьями («мы тут по осени грибы белые прямо около кухни собираем»), средний брат Владимир Николаевич заканчивает разбираться с сеялкой. 

— У нас никаких датчиков нет, регулируем «дедовским методом», — улыбается аграрий. — Выгоняем трактор на дорогу, включаем сеялку и смотрим, как зерно на землю сыплется. Если слишком часто или, наоборот, редко, — подкручиваем рычаг.

Пофыркав, трактор проезжает несколько метров: сеялка царапает дорогу, мужчины вглядываются в пыль под ногами. Разглядеть темно-коричневые зерна не так просто. «Часто сыплет», — решают братья и начинают регулировать советское оборудование.

— Да мы бы и рады новый трактор или комбайн приобрести, пусть и в кредит, только ведь там первоначальный взнос нужен. А где на такое деньги взять? — вздыхает Александр Николаевич. — Ну ничего, мы и на своих старушках урожайность имеем отличную. 

Трактор с сеялкой отправляется в поле. Мы — следом. По дороге Александр Николаевич рассказывает, почему они сеют гречку именно в это время. 

— Мы сеем в три срока, это — последний. И знаете, если первые два дают результат в разное время, то с третьим никогда осечек не бывает, — делится опытом аграрий. — Собираем гречиху, как мороз ударит, в конце октября. Она чистая, и урожай всегда по максимуму.

Еще одна причина позднего посева — соседи-пчеловоды. Завгородние стараются подгадать так, чтобы как только отцветал первый участок гречихи, распускался второй, а затем — третий. Хорошо всем: пчелы старательно опыляют соцветия, повышая урожайность, а пасечники получают полные соты. Впрочем, и у самих Завгородних всегда найдется баночка меда от благодарных соседей.

Участок в 15 гектаров братья засеяли буквально за пару часов. На это у них ушло 20 мешков семенной гречки по 40 килограммов в каждом. При хороших погодных условиях осенью с этого участка можно будет собрать 15—20 тонн гречки.

— Техника старая, а поле, посмотрите, какое ровное. Это на современных тракторах и комбайнах несложно сделать, а ты попробуй на нашей советской машине так землю обработать! — говорит Юрий Самокрутов. — Чтобы так работать, нужно быть действительно преданным своему делу.

 

Между тем

Гречка не в почете

«Несмотря на то что гречиха культура неприхотливая, амурские аграрии предпочитают ей другие зерновые культуры, — говорит начальник управления растениеводства и земледелия минсельхоза Приамурья Юрий Немилостив. — Поэтому ее сеют в гораздо меньших объемах, чем могли бы. Наибольшие площади аграрии отводят под сою, пшеницу, ячмень и овес. Основные причины — это поставки в Приамурье гречки из Китая по низким ценам и невысокая урожайность этой культуры». В этом году амурские аграрии засеяли 17 тысяч гектаров гречихи. 

Цифры

6 поросят и столько же герефордов держат в своем хозяйстве братья Завгородние

12 рублей — по такой цене в среднем закупают гречку у аграриев переработчики

50 гектаров гречихи засеяли братья в этом году

 

 

 

Возрастная категория материалов: 18+